|
Согласно исследованию Gallup, удовлетворенность жизнью в странах БРИКС почти перестала расти. Исследователи связывают это с ростом общего благосостояния граждан и их социальным расслоением. Самая «несчастливая страна» - Россия - столкнулась с этим уже давно
Москва. 12 апреля. FINMARKET.RU - Россия отстает от других стран БРИК не только по перспективам экономического роста, но и по «уровню счастья». Однако разрыв в удовлетворенности жизнью скоро может начать снижаться: дело не в том, что россияне становятся счастливее, а в том, что другие развивающиеся страны могут оказаться в ловушке: с ростом уровня доходов выше определенного уровня повышение благосостояния уже не радует людей.
Из всех стран БРИКС (включая Южную Африку) «счастье» в последние два года продолжало быстро расти лишь в Китае, следует из самого масштабного в мире исследования удовлетворенности жизнью, проводимого компании Gallup. Но в России «несчастье» явно носит системный характер: оно мало зависит от уровня дохода конкретного человека.
Gallup измеряет счастье просто: людей спрашивают, довольны ли они своей жизнью и считают ли они, что удовлетворенность вырастет в будущем. Эти вопросы в 2011 году сотрудники компании задали 1000 жителей России, Бразилии и Южной Африки. В Китае и Индии выборка была больше - 4200 и 3500 человек. Подобные опросы Gallup проводит ежегодно.
Казалось бы, в странах БРИКС, чья экономика довольно быстро развивается, должен наблюдаться и быстрый темп роста «уровня счастья». Однако по опросу Gallup это незаметно: уровень удовлетворенности жизнью с 2009 по 2011 годы изменился мало, а в некоторых странах, например, в Индии даже немного сократился.
Экономисты объясняют это так: чем быстрее темпы развития страны, чем больше становится денег в кошельке каждого человека - тем меньше будет заметен этому человеку дальнейший рост экономики и тем медленнее будет расти степень его удовлетворенности жизнью. Подобная закономерность работает как на индивидуальном уровне, так и на уровне целых стран.
В блоге Beyond The BRICS газеты Financial Times приводят такой пример: в год среднестатистический житель Индии стал получать в 2011 году на $450 больше, чем в 2009 году, при этом лишь 1% населения стал счастливее за эти годы. Только в трёх из пяти быстроразвивающихся странах - Бразилии, Китае и Индии - большая часть граждан довольна своей жизнью.
В России уровень удовлетворенности жизнью с 2009 по 2011 год вырос с 36% до 39%, но это все равно самый низкий показатель среди всех стран БРИКС. В Южной Африке довольны жизнью 45% населения (42% в 2009 году). Рекордсменом по росту удовлетворенности жизнью является Китай: в 2009 году своей жизнью были довольны 60% китайцев, к 2011 году их доля выросла до 72%. Они же больше всего надеются на будущее: в прошлом году лишь 26% россиян считали, что их жизнь изменится к лучшему - жалкий результат по сравнению с 79% китайцев.
Известно, что счастье познается в сравнении - люди могут оценить свою удовлетворенность жизнью только на фоне того, как живет их «сосед» или прочие члены общества. Поэтому важнейшим вопросом «экономики счастья» является расслоение общества на богатых и бедных. Богатые, как правило, намного счастливее. В Индии, например, в 2009 году удовлетворены своей жизнью были 86% богачей и лишь 35% бедных. В России, где расслоение самое маленькое среди всех стран БРИКС, не довольны жизнью и богатые, и бедные. И улучшений не ждут ни те, ни другие: лишь 41% богачей и 17% бедняков верят в светлое будущее (в это верят, например, 87% богатых китайцев и 79% богатых бразильцев).
Впрочем, благодаря программам борьбы с бедностью, за два года, прошедшие после кризиса, разница между уровнями счастья у богатых и бедных в странах БРИКС уменьшилась. Исключение - Бразилия, где «разрыв счастья по уровню доходов» изначально был небольшой.
Аналитики Gallup сделали из своего исследования простой вывод: правительствам стран БРИКС придется больше заботиться о своем населении и уровне его счастья. Например, проводить политику по снижению расслоения в обществе
Авторы блога Beyond the BRICS считают, что это важнее экономического роста. Настало время социальных реформ.
| |