|
«Святая Иоанна скотобоен» Брехта - пьеса остросоциальная, ее герои - репортеры, спекулянты, деловые люди, рабочие.
Сотрудничество Малого театра и «Пикколо театро ди Милано» началось давно: в репертуаре московской труппы есть даже спектакль «Влюбленные», поставленный режиссером «Пикколо» Стефано де Лукой.
«Святая Иоанна скотобоен» Брехта, премьера которой состоялась в Италии в феврале этого года, тоже совместный проект: Малый театр выступил сопродюсером постановки. Есть три важные причины не пропустить эти гастроли. Пьеса Как и все театральные сочинения Бертольта Брехта, «Святая Иоанна скотобоен» - пьеса остросоциальная, ее герои - репортеры, сыщики, спекулянты, солдаты, магнаты, рабочие. Сюжет таков: в 1929 году в Чикаго во время экономического кризиса своих мест лишились десятки тысяч рабочих скотобоен. Им пытается помочь Иоанна - член религиозно-благотворительной организации «Черные Капоры».
В итоге все ее предают и все хотят ее гибели: и мясной король, прикидывающийся другом Иоанны, и сами «Черные Капоры», которым выгодно сделать из нее святую. Язык этой пьесы, в котором причудливо сочетаются уличные словечки и поэзия, очень точно определил ее первый переводчик поэт Сергей Третьяков: «Он (Брехт. - "Пятница") строит фразу в библейской торжественности и пересекает ее грубейшим шлепком. Он заставляет биржевиков говорить шекспировскими пятистопными ямбами, но самые ямбы эти ходят у него, как пьяные». Театр «Пикколо театро ди Милано» - одна из самых знаменитых трупп мира: ее слава связана с именем Джорджо Стрелера, который основал театр в 1947 году. Брехт - очень важный автор для «Пикколо»: Стрелер дружил с ним и много его ставил, в том числе в начале 1970-х и пьесу «Святая Иоанна скотобоен». Что же касается нынешнего спектакля, то главную роль в нем играет блестящая актриса Мария Пайато, очень известная в Италии. Ее Иоанна вовсе не юна (в пьесе ей 25), но прожитые годы не лишают героиню Пайато идеализма. Режиссер Лука Ронкони возглавил «Пикколо» в 1999-м, после смерти Стрелера. Несмотря на свой почтенный возраст (Ронкони 79 лет) и статус мэтра итальянского театра, он не перестает экспериментировать. Например, несколько лет назад поставил трактат по математике - спектакль назывался «Бесконечности» и был основан на сочинении английского физика-теоретика Джона Барроу, а играли его в мастерских Ла Скала.
Другая его работа - «Зеркало дьявола» - была на самом деле исследованием по экономике, а проект «Завтра» состоял из пяти спектаклей-диспутов, каждый из которых был посвящен важнейшим областям человеческой жизни, от медицины до политики.
Пьесу «Святая Иоанна скотобоен» Ронкони выбрал в том числе и потому, что она, по его словам, «разоблачает цинизм». Для спектакля они с художником Маргеритой Палли придумали оформление, важным элементом которого стали огромные банки мясных консервов. Часть действия разворачивается на экране, причем это видео стилизовано под черно-белое кино; иногда происходящее в «фильме» повторяет то, что творится на сцене, а иногда вступает с ним в противоречие. 21, 22 апреля, Театральный пр-д, 1, тел. 624 40 46
| |