|
Частные коллекционеры Москвы получили уникальную возможность представить свои экспонаты в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. На выставке будут представлены образцы западноевропейского и русского искусства. Экспозиция приурочена к 100-летию музея.
Сотрудники Музея имени Пушкина говорят, что когда готовили эту выставку, было ощущение того, что проводят кастинг. Коллекционеры буквально соревновались за право показать свои работы в залах Пушкинского музея, и. 25 из них такую возможность получили.
Заведующая отделом личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала: «Среди этих коллекционеров есть и бизнесмены, и чиновники, и банкиры, и инженеры, и художники, и искусствоведы. Очень разнообразный состав! И очень интересный разнообразный состав самих произведений. Это западноевропейское искусство - Голландия, Италия, Франция. И, конечно, русское искусство, которому отдается предпочтение коллекционером в нашей стране.
Иван Айвазовский, Федор Матвеев, Карл Брюллов. Знаменитый портретист Левицкий - напротив авангардиста Малевича. В любой другой экспозиции они не то, что рядом - даже в соседних залах вряд ли оказались бы. Но на выставке они представляют одну коллекцию - Александра Смузикова.
"Девочка с собачкой" кисти французского художника Жана Батиста Грёза принадлежит Максиму Кочерову. В 2004 году он купил эту работу в Нью-Йорке на аукционе Christie's и на обороте обнаружил герб князей Трубецких. Выяснилось, что с 1839 года полотно находилось в их семейном собрании, а потом картину продали. С конца XIX века она путешествует по миру - из Англии в США, потом в Чили, обратно в Англию, снова с США. И вот, наконец, картина вернулась в Россию.
Другая работа, скорее всего, в Пушкинском музее останется и после окончания выставки. Заведующий отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Вадим Садков пояснил: "Владелец официально объявил, что хочет преподнести эту картину в дар нашему музею по случаю его столетнего юбилея. Это единственная сохранившаяся подписная картина немецкого художника Адама Элиаса Борни. Есть документальные свидетельства его деятельности: он был придворный художник при разных княжеских дворах в Германии, занимался театральными декорациями, писал натюрморты. Но ни одной достоверной работы его до сих пор нет". Подлинность же этой картины установили по авторской надписи на обороте холста.
Самые ранние работы на выставке - древнерусские иконы - датированы XI веком, самые поздние - началом XX. В несколько миллионов долларов на аукционах оценивают работы королевы стиля арт-деко Тамары Лемпицкой. Одна из них - в коллекции Константина Григоришина. Старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Алексей Петухов рассказал: "Это ее ранняя работа, откровенная, под названием „Спящая", 1923-й год. Анри Руссо тоже из коллекции Григоришина. В нашей коллекции ГМИИ есть вещи этого наивного живописца рубежа 1900-1910-х годов, уже поздние. А это Руссо еще почти начинающий, очень трогательный, очень романтичный, возвышенный. Картина называется „Счастливый квартет".
На вернисаж 17 апреля обещали приехать все 25 коллекционеров, чьи работы участвуют в проекте. Среди них художник Илья Глазунов. Такой грандиозной выставки в Отделе личных коллекций Музея имени Пушкина не было давно: 300 экспонатов, 12 залов, пять кураторов. И меньше недели до открытия.
| |