АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ - АСТАНА.17 июля. КАЗИНФОРМ - Как мы уже сообщали, сегодня Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев выступил на открытии неформальной встречи министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ, проходящей на высокогорном курорте под Алматы. Казинформ публикует полный текст этого выступления со ссылкой на пресс-службу Главы государства.
Дамы и господа!
Позади первая половина срока казахстанского председательства.
Мы стремились демонстрировать сбалансированный стиль работы по всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ, в духе объявленного девиза из четырех «Т» - «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность).
Мы последовательно и активно продвигали тезис о том, что понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки.
Как следствие, сегодня ОБСЕ уже прочно оперирует понятиеми евро-атлантической и евразийской безопасности.
В рамках «процесса Корфу» нам удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы.
Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы.
Нами последовательно продвигаются переговорные форматы по урегулированию «затяжных» конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. Активно работает Специальный представитель по «затяжным» конфликтам.
Проведена серия встреч с президентами Азербайджана, Армении по проблемам Нагорного Карабаха.
Казахстан поддерживает усилия Президента России Д.Медведева по урегулированию азербайджано-армянского конфликта. Сегодня здесь пройдет заседание сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Мы искренне желаем успеха данной встрече.
Серьезным тестом на эффективность нашей Организации стал политический кризис в Кыргызстане.
В отношении Кыргызстана уже много сказано в прессе и на различных политических саммитах. Хотел бы остановиться лишь на некоторых аспектах развития ситуации.
Главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость властной вертикали и неустойчивость демократических институтов в период становления государственности.
Согласованные с мировыми лидерами усилия Казахстана предотвратили опасность широкомасштабной гражданской войны в этой стране.
Состоявшийся референдум, утвердивший новую Конституцию и Президента Кыргызстана на переходный период, ответил лишь на небольшую часть вопросов относительно будущего этой страны.
Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться.
Тем более, что сейчас в жизни этой страны наступает весьма ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в канун выборов в парламент республики.
Народ Кыргызстана на этом этапе должен всерьез задуматься о перспективах своей страны.
В результате выборов гражданам предстоит сформировать такую власть и все ее ветви, которая не повторит ошибок прошлого, обеспечит проведение необходимых реформ, прежде всего, в экономике и социальной сфере.
Председательство Казахстана действовало в рамках своей компетенции, обеспечивая необходимое взаимодействие ОБСЕ с ООН и Европейским Союзом.
Это стало первым опытом совместного эффективного урегулирования конфликта на постсоветском пространстве.
Специально созданная группа специалистов Правительства Казахстана вместе с кыргызской стороной определила неотлагательные меры поддержки. Стройматериалы для разрушенных домов, топливо для ТЭЦ - эта срочная помощь будет оказана нами в объеме десяти миллионов долларов. Россия и Узбекистан также оказали помощь, но этого не достаточно.
Для оказания финансовой и донорской помощи Кыргызстану намечено проведение двух международных конференций в июле и августе текущего года.
Ожидаемый значительный дефицит бюджета и острая нехватка средств на восстановление разрушенной инфраструктуры суммарно оценивается приблизительно в 1 миллиард долларов.
Сегодня мы обращаемся к вашим странам поддержать и принять участие в работе предстоящих форумов.
Дамы и господа!
Мы сделали свой непростой выбор и в качестве Действующего председателя ОБСЕ предложили провести Саммит Организации в Астане в конце текущего года.
Встреча на высшем уровне не только придаст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит авторитет самой Организации, усилит ее роль в архитектуре европейской и евразийской безопасности.
Как Вам известно, подавляющее большинство стран-участниц ОБСЕ твердо поддерживает идею проведения встречи в верхах в 2010 году. Сегодня важно определиться по ее содержательному наполнению.
Хотелось бы представить вам мое видение - почему имеется необходимость созыва нового Саммита ОБСЕ.
Первое. Еще совсем недавно сложившийся мировой порядок казался стабильным и прочным.
Но современные угрозы и вызовы - войны и конфликты, природные, техногенные и экономические катаклизмы, сотрясающие мир, обнажили и обострили имеющиеся уязвимые места в существующих системах безопасности и в интегрированной мировой экономике.
Но в еще большей мере они показывают, что решать глобальные проблемы только в рамках сложившихся объединений и старых подходов уже недостаточно.
Это показали даже те одиннадцать лет, что прошли после саммита ОБСЕ в Стамбуле.
Кризис системы международных отношений вполне очевиден.
Из него, как из любой кризисной ситуации, имеются два выхода: восстановление слегка видоизмененной формы прежнего порядка или осмысленное формирование нового.
На первом направлении предпринимаются не всегда конструктивные, но в целом достаточно активные усилия государств.
На втором направлении незаметно никакого движения.
Мы должны максимально использовать предстоящий Саммит для того, чтобы открыть путь к достижению той цели, которую мы представляем себе для Евро-атлантического, Евразийского и мирового сообщества на основе общих принципов и ценностей.
Существует вторая причина, по которой мы должны обсуждать будущее пространства от Ванкувера до Владивостока, а по сути огромного Евроазиатского субконтинента. Она заключается в том, что далеко неконструктивные идеи могут выйти на первый план.
А их сейчас витает множество - это, например, национализм и религиозный экстремизм, сопровождаемые терроризмом, наркоторговлей, транснациональной преступностью и другими бедами современности. Пущенная на самотек ситуация в любом регионе непременно отразится и в странах американского, европейского континентов, во всем глобально зависимом мире.
Большое значение имеет планируемая сегодня неформальная встреча глав и высоких представителей восьми крупнейших международных организаций, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).
Необходимо признать, что уже невозможно вырабатывать одну политику для Европы и совсем другую - для Азии.
В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансъевроазиатской системы безопасности.
Отрадно, что прошедший в рамках третьего Саммита СВМДА в Стамбуле первый институциональный форум СВМДА и ОБСЕ заложил основу для построения такого трансконтинентального пояса безопасности в будущем.
Второе. В результате мирового финансово-экономического кризиса в глобальном мироустройстве происходят тектонические сдвиги, и этот процесс еще далеко не завершен.
Первая волна глобального кризиса сдвинула все основания мира, которые до этого казались стабильными и незыблемыми. Сегодня мы уже говорим о второй его волне.
Существуют различные сценарии будущего, в чем-то совпадающие, в чем-то принципиально отличающиеся.
Но общей, целостной картины посткризисного мира сегодня еще нет.
Положение усугубляют общие вызовы, такие как проблемы экологии, климата, неравенства и продовольственной безопасности и так далее.
Иными словами, в глобальной повестке посткризисного развития - новая модель финансово-экономического мироустройства.