«Нефтяная» часть отчёта Путина перед Думой, прогнозы экономического роста России в 2012, а также Москва как центр притяжения. Об этом рассуждает Александр Яковлев в рубрике «Экономика. Итоги недели».
Государство готово к падению цен на нефть
На прошедшей неделе премьер министр России Владимир Путин в последний раз в своей нынешней должности отчитывался о проделанной правительством работе перед депутатами Госдумы. Говорил премьер много и о разном, но мне почему-то запал в душу лишь один пассаж избранного президента России.
«Даже если цена упадет, скажем, до 70 долларов за баррель, мы будем в состоянии выполнять наши обязательства», - сказал г-н Путин, отвечая на вопросы депутатов. Правда, премьер оговорился, что в этом случае «нам придется провести некоторую перегруппировку наших приоритетов так же, как мы с вами делали в 2009-2010 годах».
Справка: на 2012 год в российский бюджет заложена цена нефти марки Urals на уровне 110 долларов за баррель при дефиците в 1,5% ВВП страны. Бездефицитный бюджет возможен при стоимости барреля не менее 117 долларов.
К этому высказыванию премьера у меня лично есть три важных замечания. Во-первых, пока, как мне кажется, у текущего правительства нет выраженных приоритетов в развитии русской экономики. Будут ли они у нового - также не ясно. Я уж много говорил о том, что история про то, как нам инвестиции наращивать, резервные фонды копить и социально ориентированный бюджет исполнять. Просто уже напоминает сказку: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Во-вторых, есть один важный нюанс: страшно не само по себе падение цен на нефть до уровня 70 или любого другого, а то, как долго эта самая нефть будет там находиться.
И напоследок, если уж вспомнил премьер 2009 год, то вспомним его и мы. Тогда в январе русская нефть упал до 30 долларов за баррель, после чего правительство выбросило в экономику, огромные, по масштабам нашего ВВП, средства, но, судя по ряду признаков, никакого дальнейшего плана действий не было. Но везение наших властей тогда заключалось в том, что уже в июне черное золото стоило 70 долларов, а в декабре - 80.
Русские монополисты, на которых во многом держится наша экономика, не успели даже испугаться, а население не осталось без денег и не попало в долговую яму, будучи почти полностью оторванным от финансовых рынков. И в конце концов именно его расходы стали важным драйвером посткризисного роста. Как поведет себя наша экономика в этот раз, если нефть упадет до 70 долларов за баррель, видимо, никто не знает, но характерно, что рейтинговые агентства уже пригрозили в этом случае снизить российские рейтинги сразу на три ступени. И, боюсь, что это не пустая угроза.
Как государство будет исполнять свои обязательства, если цена на нефть упадет на 40-50%? На этот вопрос отвечает директор аналитического департамента компании ФБК Игорь Николаев:
«Сейчас ситуация совершенно другая, по сравнению с тем, что у нас было 3-4 года назад. У нас, как недавно заявил Силуанов, 80% бюджета - это неснижаемого характера обязательства. Если цена падает с нынешних 120, когда уже бюджет дефицитен, до 70, то, естественно, не залезая в долги, выполнить эти обязательства невозможно. Можно еще, конечно, попытаться продать что-то. Но если у вас будет такая ситуация - дорого мы не продадим».
Русская экономика напоминает сказку
На прошедшей неделе Международный валютный фонд внезапно объявил том, что российской экономике грозит перегрев, если мы не начнем закручивать бюджетные гайки. То есть в Европе холодно, в Италии и не только почти что темно, а у нас тут все так кипит, что еще чуть-чуть - и сорвет экономические клапаны.
Не знаю, конечно, где МФВ в России увидел все этот накал, особенно с учетом того, что цены на нефть в последнее время и так не демонстрируют порывов вырасти. Но буквально тут же, вслед за прогнозом Фонда о закипании, Минэкономразвития снизило оценки роста российской экономики на этот год. Причина понижения - ожидание более слабой инвестиционной активности.
Справка: Минэкономразвития России прогнозирует рост ВВП страны в 2012 году на 3,4%. Аналитики Всемирного банка и Goldman Sachs оценивают рост российской экономики в 3,5%.
Однако, сдается мне, что внезапный пессимизм МЭР в отношении нашего роста имеет весьма корыстный характер. Напомню, что в последнее время именно Минэкономразвития активно ратует за рост инвестиционных расходов, в том числе, и за счет трат средств бюджета и госфондов - и спорит по этому поводу с Минфином.
То есть тут логика проста: «Мы же вам говорим: нет инвестиций - нет роста, вот вам и прогноз в подтверждение». Так-то оно, возможно, и так, однако самое занятное, что одновременно эксперты министерства повысили свой прогноз по розничным продажам и зарплатам в стране, чем привели независимых аналитиков в состояние крайнего удивления.
Если цены на нефть будут высокими, зарплаты и расходы будут расти, - с чего бы нам тормозить в росте? Однако и тут, похоже, правительственные экономисты могут попасть в «молоко». У меня лично есть сильные сомнения в том, что после резкого роста цен и тарифов летом и осенью этого года и последующего инфляционного скачка наши граждане смогут все так же вольготно тратить и тянуть экономику наверх.
То есть, похоже, пока у вершителей судеб русских финансов концы с концами нигде не сходятся. И сойдутся ли у нового правительства - неясно.
Каков наиболее правдоподобный сценарий развития российской экономики на три оставшиеся квартала 2012? Говорит главный экономист «Альфа-банка» Наталия Орлова:
«Есть две основные положительные тенденции: первая тенденция связана с тем, что рост потребления, который у нас продолжается, он в меньшей степени транслируется в увеличение импорта. То есть, мы видим по итогам начала года достаточно умеренный рост импорта. И это, собственно, поддерживает положительный взгляд с точки зрения прогнозов экономического роста. И второй момент - это достаточно сильный рост инвестиций. У нас больше чем на 15% за первые два месяца растут инвестиции. Это тоже обнадеживает. При этом я, конечно, сомневаюсь, что мы сможем показать динамику роста ВВП сильнее, чем в прошлом году».
Деньги не сделают Москву счастливой
На прошедшей неделе московские власти вычислили, что среднедушевой доход жителей столицы по итогам 2011 года превысил величину прожиточного минимума в стране в пять раз, составив 46,5 тысяч рублей. И вот это простое неравенство включает в себя ответы на вопросы, почему этот город уже абсолютно непригоден для жизни, и никогда уже не будет, куда и как ни расширяйся.
И почему, несмотря на это, большая часть страны тайно или явно стремится здесь жить. Однако не в деньгах счастье, и текущее состояние столичных дела как нельзя лучше подтверждает этот мудрый тезис.