|
Когда-то каждая круглая ленинская дата отмечалась новыми фильмами, и все театры СССР также должны были отчитаться премьерой. Сегодня ничего такого ни от кого в России не требует и, тем не менее, к 150-летию со дня рождения Столыпина в Пензе сыграли спектакль, где Столыпин - один из главных героев.
Спектакль посмотрел и готов сказать несколько добрых слов о нем обозреватель радио «Вести ФМ» Григорий Заславский.
Ситуация когда-то самая рядовая: театр заказывает драматургу пьесу, драматург пишет, театр ставит. Сегодня чаще бывает так: драматурги пишут свое, театры ставят свое. Редкий театр, в принципе, интересуется тем, что пишут сегодня, режиссерам вполне хватает их Шекспира и нашего Гоголя, а кассу соберут спектакля по пьесам британского драматурга Рэя Куни.
В Пензенском драматическом театре, кстати, одном из старейших в России, Рэй Куни - тоже есть, его «Номер 13». Но год назад, наутро после того, как закончился театральный фестиваль, губернатор предложил худруку - раз не будет у нас в следующем году фестиваля, может, что-то придумаем другое, вот Столыпину - 150 лет... Так в афише Пензенского театра появилась «История одного преступления», исторический детектив.
В общем, ситуация по нынешним временам совершенно уникальная: провинциальный театр, - хотя не какой-нибудь, все-таки театр появился в Пензе в 70-ые годы 18 века!- заказывает пьесу о Столыпине московскому драматургу Ольге Михайловой. Но время-то сегодня уже не советское, никто не требует от театра ни «Кремлевские куранты», ни «Сердце матери», - то есть, можно писать что хочешь... И поэтому кто-то из первых зрителей даже предложил: может, как-то приподнять Столыпина над всеми другими персонажами, на постамент, может быть? Постамента у актера, который играет Столыпина, нет никакого, нет постамента и у Толстого. Дело в том, что в пьесу вошла настоящая переписка, которую вели исторические Лев Толстой и тогдашний премьер-министр Петр Аркадьевич Столыпин. Причем на роли Столыпина и Толстого режиссер Ансар Халилуллин выбрал актеров характерных, в театре они играют и комедийные роли. И, благодаря этому, никакой монументальности: оба вышли живыми людьми, человеками. А уж похожи так, что какие-то первые их реплики публика даже не слышит, открыв рот от удивления - впечатление такое, будто настоящие Толстой и Столыпин ожили и вышли на театральную сцену, чтобы разрешить старый спор: Лев Толстой категорически выступает против частной собственности на землю, а Столыпин - напротив, «за», и считает это единственным спасением от революционной опасности и социалистов.
А еще Столыпин говорит о правовом государстве, о независимости суда, - вообще, впечатление такое, будто споры их перекочевали на сцену прямо из выпуска новостей и сегодняшних газет. А главный сюжет, в которые засасывает двух великих людей всея Руси, - это следствие над простой пензенской крестьянкой, которая убила свекра. Адвокат, который взялся ее защищать, не может понять, зачем она сознается в убийстве, зачем торопит казнь и вот, пишет Толстому и Столыпину, просит помочь... Документальные, настоящие споры о России, о земле, о частной собственности вплетаются в детективную историю, становятся его частью и слушаются с не меньшим интересом.
Это Кама Гинкас, известный наш режиссер, сказал однажды: публика относится к театру так, как театр относится к ней, то есть если чувствует, что к ней серьезно, то и зрители откликаются на этот серьезный разговор. Всё так и выходит. Жаль только крестьянке помочь они так и не смогли, хотя хотели, зрители, видимо, хотели очень.
| |