|
На замену устаревших и уже не безопасных лифтов Петербурга требуется 20 миллиардов рублей. Учитывая, что таких средств на обновление лифтового хозяйства в бюджете нет, коммунальщики вынуждены довольствоваться небольшими суммами, на которые возможно заменять около 500 лифтов в год. Если подобные темпы сохраняться, то через 20 лет в Петербурге не останется полностью исправных, а значит и безопасных подъемников.
В ситуации разбирался корреспондент радио «Вести ФМ» в Петербурге - Олег Яхонтов.
Поездка почти на каждом лифте - как игра в рулетку: повезет-не повезет. Ведь из более, чем 32 тысячи городских подъемников, 12 тысяч уже выработали свой срок службы - 25 лет. Этому лифту явно больше: всё скрипит и гудит, но срок эксплуатации можно продлить, регулярно ремонтируя все механизмы. Однако, по словам мастера по эксплуатации лифтов Берутты Овчинниковой, зачастую лифт настолько изношен, что становится опасным для жизни:
«Когда мы вдруг включили лифт, у нас он пошел с открытыми дверями. Замкнула где-то схема!».
Подобная ситуация 3 года назад привела к трагедии. Пожилая женщина завела в лифт внуков, а сама случайно зажала ногу между лифтом и шахтой, в это время кабина поехала. Женщина скончалась от полученных травм. Вину за произошедшее суд возложил на эксперта, которая признала годными к эксплуатации 154 лифта, отслуживших свой срок. Причем местный «Жилкомсервис» отказался выплачивать моральную компенсацию, ссылаясь на то, что лифт - это собственность жильцов дома, а значит, и ответственность должны нести они. По словам адвоката семьи потерпевшей - Артема Баконина, такого в судебной практике еще не было:
«Мне лично все понятно, почему до сих пор товарищи, которые являются ответчиками по нашему делу, так себя ведут. Потому что им все равно. Там, где не просто большие, а огромные деньги, у них есть бизнес, который, как они считают, будет сохранен».
Бизнес состоит в том, что экспертный центр каждый год получает почти миллион рублей на выдачу своих заключений, некоторые из которых оказываются липовыми, а на кону - жизнь людей. Сами горожане уже давно пользуются лифтами с опаской:
«В моем доме старый лифт. Ужасно неудобно пользоваться, у меня двое маленьких детей. Не понимаю, почему у города не находится средств для замены этих лифтов, потому что их постоянно приходится ремонтировать. Это, наверное, выходит дороже». «Это всё тянется еще с 90-х, когда их не ремонтировали годами и десятилетиями, естественно это небезопасно, как и любая техника». «Власти выделяют средства, а кто-то недобросовестно их тратит. Вот и все...» - рассказывают люди.
В городе действительно действует программа «Реконструкция и модернизация лифтов», однако темпы работы оставляют желать лучшего. В этом году на эти цели выделено около 700 миллионов рублей, при том, что эксплуатирующие организации просили 5 миллиардов. По словам вице-губернатора Петербурга Сергея Козырева, таких денег в бюджете нет:
«Та сумма вложений, которая необходима сегодня, - это примерно 20-30 миллиардов рублей. Мы не сможем ее найти ни в течение года, ни в течение двух. Поэтапно плановая замена и поиск федеральных средств - это наша задача номер один».
Задача номер два - подготовка квалифицированных мастеров лифтов. Профильное училище выпускает около 200 специалистов в год. По словам его директора - Тенгиза Шарашенидзе, этого мало:
«Один электромеханик порядка 100 объектов обслуживает. Это просто невозможно - проводить текущий ремонт и ТО. Естественно, потребности очень велики. Долгие годы мы не сможем закрыть эту проблему».
В результате, сейчас застрять в лифте иногда так же просто, как попасть в дорожную пробку. Помощи приходится ждать долго, особо нетерпеливые пытаются сами выбраться из кабины, что опять же приводит к несчастным случаям. Ситуацию может переломить лишь регулярное финансирование этой отрасли коммунального хозяйства. Так, если каждый год на модернизацию и замену лифтов выделять хотя бы по 2-3 миллиарда рублей, то проблема будет решена в течение 7 лет.
| |