|
Астана, 15 апреля. Вместе с весной в Казахстан пришла беда: юг республики снова затопило. Стихия разрушает дороги, дома, эвакуируют население. Спасателям помогают пострадавшие от стихии жители, военные и даже заключенные
Много добровольцев. Бедствие произошло спустя год после разрушительного наводнения. Только тогда больше всего пострадал Запад страны: десятки сел буквально смыло водой. Тысячи людей лишились всего имущества. Сегодня ситуация в этих регионах по-прежнему не простая, передает корреспондент МТРК «Мир» Ирина Флюр.
В поселке Жалпактале (Западно-Казахстанская область) Наку Кушманов живет более сорока лет. По его словам, здесь давно не было серьезного паводка, но последнее время аксакал, как и другие сельчане, в тревожном ожидании - со дня на день в поселок может придти «большая» вода.
«Предупредили в акимате - все население знает, все готовы. Все документы собрали в целлофан, ведь главное - документы. Кто знает, какой будет паводок... Если будет высоко - 5-6 метров - это, конечно, опасно», - рассуждает житель поселка Жалпактал Наку Курманов.
По периметру поселка в экстренном порядке сооружают защитную дамбу. Только за сутки вода в Большом Узене поднялась на 80 сантиметров. До критической отметки не больше метра, в некоторых местах вода уже вплотную подобралась к домам сельчан.
«Шесть единиц техники, 4 единицы плавсредства, 32 человека личного состава. Работа началась со вчерашнего дня - как вода пошла. До этого занимались укреплением дамб, а сейчас следим, чтобы заторов на реке не было», - сообщил заместитель руководителя западного аэромобильного спасательного отряда Нурболат Каракулов.
На помощь местным спасателям прибыло подкрепление из соседних областей. Они уже неделю несут круглосуточное дежурство. Мутные воды Большого Узеня угрожают сразу нескольким селам.
Это только начало паводка. Спасатели регулярно облетают южные районы Западно-Казахстанской области на вертолете. Зима была снежная, воды очень много. Главное, чтобы сейчас не было дождя. Но природа, похоже, готовит неприятный сюрприз.
Все же спасатели настроены оптимистично - сделано все возможное. Но как поведет себя водная стихия, не знает никто. «До критической отметки вода дойдет через два-три дня. Ситуация по контролем. Думаем, что паводок пройдет благополучно», - успокоил журналистов начальник отдела ликвидации чрезвычайных ситуаций департамента по чрезвычайной ситуации Западно-Казахстанской области Нурболат Мукаев.
Благополучно паводок прошел нынче в Таскалинском и Зеленовском районах области, хотя ситуация была практически на грани. «Вода поднималась очень резко, за час на 15-20 сантиметров. У нас в запасе было всего лишь 2,5-3 часа, и за этот период мы успели. Здесь двумя взрывами открыли проход. Вот эти два угла. Потому что вода начала напирать, и лед двинулся», - рассказал советник акима Таскалинского района по вопросам чрезвычайных ситуаций Канат Шинбаев.
Немного сумбурно описывает ночь с 6 на 7 апреля спасатель с тридцатилетним стажем. Практически чудом удалось отвести «большую» воду от Таскалы, а ведь в прошлом году один только Канат Кажибаевич снял с крыш домов десятки человек. Вода тогда затопила сотни домов, такого бедствия не было более 50 лет.
Старожилы помнят паводок 1957 года. Тогда весь поселок ушел под воду. Дома были только по одну сторону железной дороги. После 1957 года таскалинцы стали осваивать и ту часть, что подальше от реки.
Дом Лидии Федоровны не на берегу: до речки метров пятьсот, а то и более. Вода и раньше подбиралась к дому, но никогда ее не было так много, как весной 2011-го. «Вода поднялась на уровень выше метра, даже в окна выходила. Мы все подняли заранее. Думали, как обычно, вода поднимется сантиметров на 30, а она была выше, и все, что подняли, тоже затопило», - вспоминает жительница поселка Таскала Лидия Земышева.
В этом году подушки, одеяла и ковры Лидия Федоровна подняла еще выше - на шкафы. Говорит, что несколько последних ночей вовсе не могла спать. Сегодня ее успокоили - вода в Деркуле начала спадать, а значит подушки можно вернуть на свои места.
Варвара Суетина из поселка Мунайшы до сих пор не может без слез вспоминать то, что пришлось пережить. Ужас, паника, страх и понимание, что ничего нельзя сделать - вода полностью разрушила их саманный дом. Тогда без крыши над головой остались тысячи человек.
«Мы и не рассчитывали, что нам новый дом дадут, и не мечтали, если честно, о таком. У нас был саманный дом, старый, две комнаты, но этот не сравнить, конечно. Этот кирпичный, теплый, светлый, комнат много», - сказала Варвара Суетина.
Абсолютно новый поселок и, главное, - на возвышенности. Это Мунайшы, в переводе - «нефтяник». Дома в рекордные сроки строились на деньги нефтяной компании. Здесь проведено газовое отопление, установлен санузел в доме. Рядом расположены новые школа и больница.
«Просто я никогда в жизни не думал, что значит остаться без крыши над головой. Когда такое случилось, представьте, нас 5 человек в семье, и что делать? Жить на улице, что ли? Просто большой стресс и шок», - говорит Николай Деринг.
Николай Карлович (поселок Зеленое) не захотел уезжать из родного села. Хотя от его дома на берегу реки остались только развалины.
Горевать было некогда: пока строители возводили дом, Николай Карлович своими руками построил баню и все необходимые хозпостройки. Во дворе содержит небольшой сад - все, что осталось от прежней жизни.
Тысячи килограммов тротила, сотни взрывов, насыпные защитные дамбы - готовились тщательно и заранее. Именно это помогло избежать повторения трагедии, хотя воды в местных реках очень много и в этом году.
Один из автомобильных мостов 5 апреля ушел под воду. Картина привычная для местных жителей. Еще дня два, и мост будет открыт для проезда транспорта, говорят специалисты. Вода спадет как минимум на метр.
Со дня на день в актовом заде профтехлицея (поселок Таскала) уберут кровати и матрацы. Этот эвакуационный пункт приготовили еще в конце марта.
«В этом году такого наводнения не было, как в прошлом году. Бог миловал, но мы были готовы», - отметила заместитель директора по воспитательной работе профтехлицея Галия Раисова.
Следующей весной картина повторится, уверен Канат Шинбаев. Дно местной реки Деркул очень обмелело, и талые воды просто не вмещаются в берега. Деньги на дноуглубительные работы просят уже лет семь, но в правительственных кабинетах до сих пор, видимо, решают, насколько такие траты необходимы.
| |