|
Компании «Роснефть» и «Транснефть» направили письмо премьер-министру РФ, в котором просят поддержать предложение о приватизации в пользу «Роснефти» 20% пакета акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт», находящегося в госсобственности, с последующей покупкой 5% акций порта, принадлежащих структурам ОАО «РЖД»
Компании «Роснефть» и «Транснефть» направили письмо премьер-министру РФ, в котором просят поддержать предложение о приватизации в пользу «Роснефти» 20% пакета акций ОАО «Новороссийский морской торговый порт» , находящегося в госсобственности, с последующей покупкой 5% акций порта, принадлежащих структурам ОАО «РЖД» rzhd03>. Минэкономразвития и Росимуществу поручено рассмотреть данный вопрос и представить предложения.
«ОАО "НК „Роснефть" и ОАО „АК ‘Транснефть’ просят вас поддержать совместное предложение о приватизации находящегося в федеральной собственности 20% пакета акций ОАО ‘Новороссийский морской торговый порт’ в пользу ОАО ‘НК ‚Роснефть‘ по цене, определенной независимым оценщиком, а также одобрить последующую покупку ОАО ‚НК "Роснефть" 5% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт", принадлежащих структурам ОАО "РЖД", - говорится в письме, направленном председателю правительства РФ и подписанном президентами компаний Эдуардом Худайнатовым и Николаем Токаревым (копия письма имеется в распоряжении агентства "Прайм").
Группа НМТП является крупнейшим в России и третьим в Европе портовым оператором по объему грузооборота. Порт входит в список госкомпаний, пакеты в которых должны быть приватизированы в 2011-2013 годах. Группа "Сумма" и "Транснефть" владеют 51% акций НМТП, государство в лице Росимущества - 20% акций, РЖД - 5%, остальные акции находятся в свободном обращении.
Авторы письма считают целесообразной консолидацию пакетов, принадлежащих государству и ОАО "РЖД" (что составит блокирующий пакет), в целях "максимально эффективного влияния ОАО НК Роснефть на деятельность порта посредством получения корпоративных прав, связанных с управлением активом.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
С подобным предложением в адрес премьер-министра РФ обращался в конце января 2012 года и вице-премьер РФ Игорь Сечин. В своем письме он просил дать поручение Минэкономразвития совместно с Минэнерго и Минтрансом РФ подготовить и представить в правительство проект решения о реализации указанных пакетов акций в пользу Роснефти по цене, определенной независимым оценщиком.
Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступила против продажи акций порта без конкурса, поддержав при этом приватизацию 20% госпакета акций порта с пакетом РЖД. Однако министр отметила, что в этом случае требуется согласование с РЖД как с собственником.
Источник в ОАО РЖД сообщил агентству Прайм, что компания против продажи 5% акций, подконтрольных монополии.
Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, курирующий в правительстве РФ вопросы приватизации, отметил, что в результате продажи госпакета акций НМТП не должны пострадать экспортеры товаров. Он поручил профильным ведомствам проанализировать ситуацию, оценить факторы, влияющие на обеспечение равной доступности пользователей услуг порта к инфраструктуре НМТП, и подготовить соответствующие предложения.
Проблему избыточного присутствия государства в экономике не раз затрагивали президент и премьер-министр страны, данная тема также обсуждалась на одной из встреч в формате открытого правительства. Президент ОАО ММВБ-РТС Рубен Аганбегян, говоря в целом о проблеме, отметил, что государство должно существенно понизить свою долю в экономике, и приватизация - ключ к этому. Он также предложил ограничить через антимонопольные механизмы расширение госкомпаний и приобретение ими других предприятий.
ИНТЕРЕС ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ КОРПОРАТИВНЫЙ?
В письме госкомпаний отмечается, что Роснефть рассматривает приобретение акций НМТП в качестве своей важнейшей инвестиции. При этом в документе приводятся ссылки на публикации в СМИ, в которых вхождение Роснефти в капитал порта оценивается негативно.
Так, в марте 2012 года в различных интернет-изданиях были опубликованы выдержки из интервью генерального директора порта Роттердам, активно выступающего против вхождения ОАО НК Роснефть в уставный капитал ОАО Новороссийский морской торговый порт, - отмечается в письме.
Ранее глава роттердамского порта Ханс Смитс сообщил журналистам, что в европейской практике не принято, чтобы грузоотправитель имел долю в порту. В то же время он уточнил, что ситуация может зависеть от местных условий.
В письме отмечается, что приватизация акций ОАО Новороссийский морской торговый порт в пользу государственной компании ОАО НК Роснефть обеспечит не только поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта, но и будет гарантировать защиту стратегических интересов Российской Федерации, в том числе по развитию производственных комплексов порта.
В 2011 году Сумма и порт Роттердам заключили глобальное соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее совместную деятельность по развитию портового бизнеса на новых рынках, в частности, в Азии и Латинской Америке.
Менеджмент порта Роттердам и группы Сумма, по мнению госкомпаний, заинтересованы в установлении полного контроля над НМТП, в то время как участие государства в капитале подобных инфраструктурных объектов в первую очередь рассматривается как гарантия обеспечения его стратегических интересов.
Ни у нас, ни тем более у порта Роттердам никогда таких планов не было и нет, - сказал президент группы Сумма Александр Винокуров, комментируя агентству Прайм заявление Роснефти.
По его мнению, принцип равного доступа всех нефтедобывающих компаний к инфраструктуре порта будет поставлен под вопрос, если Роснефть как один из крупнейших грузоотправителей станет еще и акционером.
Интересы государства сегодня защищены правом золотой акции, позволяющим влиять на любые решения в НМТП, добавил Винокуров.
Он отметил, что группа Сумма заинтересована в увеличении присутствия в акционерном капитале НМТП, но все зависит от условий.
У нас нет цели купить акции по любой цене, - отметил он.
Отвечая на вопрос о том, в какую сумму компания оценивает 20%-ный пакет порта, Винокуров подчеркнул, что все будет зависеть от того, когда и на каких условиях будет продаваться госпакет.
Например, только за месяц после представления стратегии развития НМТП акции компании выросли более чем на 25%. Неопределенность судьбы госпакета - это главный фактор в глазах инвесторов, негативно влияющий на оценку компании, - отметил Винокуров.
Комментариями Роснефти и Транснефти агентство Прайм на данный момент не располагает.
Дарья Станиславец, ПРАЙМ
| |