|
Повышенный интерес к арктическим территориям России наконец-то заставил ФСБ задуматься о восстановлении разрушенных в постсоветский период погранзастав на крайнем Севере. Пограничники будут защищать границу, спасать терпящих бедствие и беречь природу.
Глава Погранслужбы ФСБ РФ Владимир Проничев, рассказал «Известиям», что часть погранзастав будет располагаться рядом с 9 спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые откроют в рамках развития Северного морского пути. Остальные построят на труднодоступных островах.
Такая необходимость назрела давно - по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами». «Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300-400 метров, в 90-е и 2000-е год были разрушены», - говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Как рассказал Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственая граница РФ (2012-2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15-20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.
«На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать», - рассказал главный пограничиник.
По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.
Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС.
Планируется, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсалом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.
Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту. Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения - сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили на советских городках на Новой Земле и других арктических островах.
Передвигаться пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на дирижаблях и экранопланах. Последние, впрочем, еще только предстоит запустить в производство. Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году.
| |