|
В Италии, только отметившей 150 лет объединения государства, снова стали нарастать сепаратистские настроения.
На этот раз в Интернете появилась анонимная петиция по сбору подписей за отделение северной области Ломбардия и присоединения ее к Швейцарии со всеми вытекающими последствиями - переходом на швейцарскую валюту, разделением принципа нейтралитета, облегчением налогового бремени. Для проведения референдума по вопросу необходимо преодолеть минимальный порог в полмиллиона подписей. О перспективах процесса дезинтеграции Апеннин «Вестям ФМ» рассказала корр. ИТАР-ТАСС в Италии Вера Щербакова.
Речь идет не о каком-то небольшом городке, а об одном из крупнейших итальянских регионов, локомотиве промышленности. Там проживают почти 10 млн человек - шестая часть всего населения Италии, что больше, чем жителей во всей Швейцарии.
Административный центр области - экономическая столица Милан. Кажущаяся невероятной на первый взгляд идея об отделении Ломбардии и, тем более, присоединения в качестве 27 кантона к швейцарской конфедерации не так уж и абсурдна и отражает глубокий и давнишний феномен итальянского сепаратизма. Не секрет, что на более богатом и промышленно развитом севере Апеннин достаточно пренебрежительно относятся к так и застрявшим в аграрном прошлом южным областям, считая их ненужным балластом и нахлебниками. Уровень дохода на юге в разы ниже, чем на севере, и уже не первое правительство пытается предложить эффективную формулу для развития «медзоджорно», как здесь называют все территории южнее Рима, включая остров Сицилию. Когда-то все они входили в Королевство обеих Сицилии, которым управляли неаполитанские короли из династии Бурбонов.
Надо сказать, что неприязнь северян и южан взаимная. Так, процесс объединения, Рисорджименто, 150-летний юбилей которого в Италии пышно, хотя и не без полемики, отметили в прошлом году, на юге часто называют «колонизацией». Там небезосновательно полагают, что в основе промышленного богатства севера - ресурсы, выкаченные из южных областей, которые там накапливались на протяжении несомненно более длинной и насыщенной истории. При этом, как ни странно, не на севере, откуда началось движение за объединение во главе с королем Виктором Эмануилом Савойским, а именно на юге люди больше гордятся тем, что они итальянцы.
История с Ломбардией, которая, разумеется, так и останется на уровне очередной громкой провокации, не единственная. В последнее время, на фоне тяжелого экономического кризиса, разные отдельные административные единицы Италии заявили о желании отделиться. Наиболее растиражированной в международных СМИ стала инициатива о провозглашении независимого княжества городом Филеттино, в 80 км от Рима. Местный предприимчивый мэр объявил о выборах князя и даже напечатал - на цветном принтере - местную валюту.
Если история с Филеттино смахивала больше на шутку и служила для привлечения туристического внимания к средневековому городку, то вопрос о статусе северной итальянской области Трентино-Альто-Адидже вызывает полемику на протяжении десятилетий. Речь идет о Южном Тироле, вплоть до 1919 года принадлежавшем Австрии.
В некоторых районах современного южного для немцев Тироля и «высоком», то есть северном для итальянцев Адидже основным языком остается немецкий, и многие с трудом изъясняются по-итальянски. Там также исторически идет речь об отделении от Италии, периодически звучат предложения о присоединении к Австрии. Однако большинство населения готово мириться с итальянским гражданством. Пользуясь специальным статусом автономии, Трентино-Альто-Адидже, известный своими горнолыжными курортами, получает огромные финансовые дотации из Рима, которому дорого обходится итальянская национальность этнических немцев Южного Тироля, небезболезненно когда-то вошедшего в состав Италии.
На политическом уровне идею отделения севера культивирует партия «Лига Севера», которая была образована как движение за создание государства Падания. Географические границы этой территории в долине реки По достаточно размыты и включают как северный город Бергамо, где зародилась «Лига», вплоть до северо-западного Пьемонта.
При этом сердце Падинии - область Эмилия-Романья, где идею независимого государства никогда не поддерживали. В бывшем правительстве Сильвио Берлускони, в правящую коалицию которого входила «Лига Севера», ее члены проводили реформу федерализма.
Однако она так и не была доведена до конца. Сейчас партия находится в оппозиции, и ее политические перспективы после окончательного разрыва с бывшими союзниками достаточно туманны. К тому же ее лидер Умберто Босси оказался в центре громкого скандала об использовании в личных целях денег из партийной кассы.
| |