|
Удар по научному образованию нанесли законодатели штата Теннеси. Теперь учителя общественных школ не могут обсуждать с учениками спорные научные теории и влиять на формирование у них собственной позиции по спорным для науки вопросам. Противники закона считают, что он открывает дорогу для распространения псевдонаучных концепций и служит ширмой для прикрытия популяризации креационизма.
По сути, в законе содержится единственный запрет для учителей - им нельзя помогать ученикам критиковать и обсуждать сильные и слабые стороны «спорных» научных теорий, таких как теория биологической эволюции, глобального потепления, теория химического происхождения жизни, темы клонирования человека.
«Этот закон не содержит чего-либо неприемлемого для наших школ, - комментирует губернатор штата Билл Хаслам (Bill Haslam). - Вместе с тем, нормальное законодательство должно быть ясным, а не вносить путаницу. Поэтому я не намерен накладывать вето на законопроект, но и не буду его подписывать».
Такое решение играет на руку сторонникам принятия закона. В Теннеси губернатор должен подписать или наложить вето на законопроект в течение десяти дней, в противном случае он автоматически становится законом.
Более 3000 человек подписали петицию против прохождения законопроекта. Они требуют от губернатора наложить вето, несмотря на то что законодатели могут его преодолеть, обладая простым большинством.
Штат Теннеси известен антинаучными законами. В 1925 году здесь был принят так называемый Акт Батлера, который под угрозой штрафа запрещал учителям и преподавателям общественных школ и университетов отрицать библейское учение о происхождении человека.
В том же году за нарушение закона Батлера к уплате суммы в размере 100 долларов был приговорён школьный учитель Джон Скоупс (John Scopes), который был сторонником учения Дарвина, за что судебное разбирательство над ним назвали Обезьяньим процессом.
Другому учителю повезло больше. В 1967 году Гари Скотт (Gary Scott), руководствуясь первой поправкой к конституции США о свободе слова, отстаивал своё право придерживаться дарвинизма, и 18 мая 1967 года на фоне этого судебного разбирательства губернатор штата Теннеси Баффорд Эллингтон (Buford Ellington) отменил Акт Батлера.
Подобный закон существовал и в других штатах. В 1968 году в результате судебного процесса «Эпперсон против Арканзаса» Верховный суд США вынес решение, ставшее прецедентом, в котором был признан несоответствующим Конституции США закон штата Арканзас, запрещавший преподавание теории эволюции в общеобразовательных школах штата.
Хэди Вайнберг (Hedy Weinberg) из Американского союза защиты гражданских свобод считает, что последний закон опасен не столько распространением религиозных взглядов на теорию эволюции, сколько тем, что он открывает дорогу псевдонаучным идеям.
«Проблема не только в креационизме, но в популяризации других антинаучных идей - Разумного замысла или нео-креационизма», - объясняет Хэди Вайнберг.
Между тем, в США уже давно наблюдается уменьшение числа сторонников научного обоснования некоторых теорий. Согласно результатам исследований общественного мнения, за период с 1985 по 2005 год уменьшилось количество людей, признающих эволюционную теорию (с 45% до 40%), однако увеличилось с 7% до 21% число тех, кто не может определиться в этом вопросе.
| |