|
Впервые в Русском музее - персональная выставка выдающегося советского художника ХХ века Александра Лабаса. Ученика Константина Малевича и Петра Кончаловского, основателя Общества художников-станковистов в 30-е годы обвинили в формализме. Реабилитировали Александра Лабаса лишь через 30 лет. Октябрьская революция, дороги, поезда, современный город, авиация - вот основные темы его творчества.
По набережной Канала Грибоедова Ольга Бескина-Лабас идет в Русский музей. Так же 80 лет назад в музей шел ее дядя Александр Лабас - представлять свою живопись на вернисаже «Художники РСФСР за 15 лет Советской власти». В том 1932 году Лабас с его картинами о революции, авиации, машиностроении был на пике популярности, делегировался на выставки в США, Японию, Голландию, Италию. И вряд ли мог представить: через четыре года он потеряет не просто работу - репутацию. Лишь в конце 60-х тот же Русский музей первым не побоится купить работы художника, обвиненного в формализме.
«Это было не принято, тогда русские музеи не приобретали русский авангард, на фоне борьбы с формализмом это не соответствовало идеологической доктрине», - объясняет наследница авторских прав Александра Лабаса Ольга Бескина-Лабас.
Нападки на ученика Малевича и Кончаловского, одного из основателей знаменитого Общества художников-станковистов, начались из-за этого «Завода противовоздушной обороны», написанной в том же 1932-м. Боевые учения, как сочли критики, Лабас изобразил в слишком мрачном свете - будто предчувствуя войну.
Уже потом он с усмешкой говорил и писал в воспоминаниях, что если бы тогда, ругая меня за упаднические настроения, они знали, что меньше чем через 10 лет эта картина будет казаться детским сном по сравнению с теми ужасами, которые принесла Вторая мировая война!
Ни одна из двух российских столиц ранее не видела «Натюрморт» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Лабас написал его в 21 год. К тому времени он успел отслужить в армии на Дальнем Востоке фронтовым художником и закончить ВХУТЕМАС.
«Его отправили в Екатеринбург для преподавания в Екатеринбургском художественном институте, где ему сразу дали звание профессора, вот к этому периоду относится эта работа», - рассказывает куратор выставки Александра Лабаса в Русском музее Любовь Шакирова.
Эта, казалось бы, аэродинамическая труба - эскиз декораций к спектаклю Театра имени Ермоловой «Армия мира» - о дирижаблестроении. Дирижабли, поезда, самолеты - визитная карточка Александра Лабаса. Он рисовал тяжёлую промышленность акварелью, за что был прозван мастером «нежного соцреализма». Умышленно не прописывал фон, размывал контуры, брал пастельные тона. Эту его манеру, говорит Ольга Бескина-Лабас, практически невозможно подделать. Кстати, изобличать фальшивого Лабаса приходится довольно часто.
«Там мало было самолета, решили, видимо, чтобы она еще дороже стоила, сверху еще и дирижабль нарисовать, который значительно выше самолета летит, да еще, видимо, с такой же скоростью, и самое главное, они вот-вот столкнутся и произойдет какая-то авария», - говорит Ольга Бескина-Лабас.
Муза Александра Лабаса - жена Леони Нойман. Целый стенд с набросками ее портретов. Ученица Василия Кандинского и Пауля Клее и талантливый фотохудожник, она уехала из родной Германии, оставила творчество и всю себя посвятила любимому мужу.
30 лет Александра Лабас был под запретом - и Леони Нойман приходилось самой содержать семью. Она зарабатывала переводами, преподавала немецкий язык и даже продавала расписанные мужем тарелочки, сделанные из керамических изоляторов от линий электропередачи.
Своей первой персональной выставки Александр Лабас дождался лишь в конце жизни, в 1976-м. После нее его работы раскупили музеи от Калининграда до Владивостока. Еще многое только предстоит показать публике - например, панорамы и диорамы для Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Но это уже - планы на следующую экспозицию.
| |