|
Евгений Миронов, Леонид Десятников, «Счастье» Александринского театра - жюри фестиваля «Золотая маска» в этом году, судя по всему, было из кого и из чего выбирать, и лауреаты убеждают - наш театр по-прежнему может кое-чем гордиться.
В понедельник вечером на исторической сцене Большого театра раздачей наград завершился очередной фестиваль «Золотая маска». Судя по картинке, глядя, как на сцене Большого театра друг друга сменяют, улыбаясь и благодаря жюри, экспертов, родителей, губернаторов, известные всей стране и уважаемые в своем профессиональном кругу лица, в российском театре дела идут по-прежнему неплохо, даже хорошо. Среди новоиспеченных лауреатов - актер Евгений Миронов, его отметили за роль Калигулы в спектакле Театра Наций, которым он же и руководит; композитор Леонид Десятников - он по заказу Большого театра написал музыку к балету «Утраченные иллюзии»; режиссер Кирилл Серебренников - во многих номинациях фигурировал его спектакль «Золотой петушок», поставленный как раз в Большом, но «Маску» он получил за спектакль «Отморозки», который играют на «Винзаводе» его ученики, студенты Школы-студии МХАТ.
Но если копнуть поглубже, один за другим начнут копошиться в голове вопросы. Скажем, хорошая есть номинация - «Эксперимент», однако из года в год в ней - одни и те же. Инженерный театр АХЕ и театр Derevo кто-то уже справедливо назвал ветеранами российского экспериментального театра. Нет других? Тоже, наверное, проблема, но если эти замечательные театральные деятели из года в год занимаются примерно одними и теми же, пускай и интересными поисками, можно ли считать их неизменно и навсегда экспериментаторами?
Заглянешь в режиссерскую номинацию - там в этот раз было целых 15 номинантов, просто - какой-то расцвет режиссерского театра в России, но ведь на деле ничего этого нет. Во всяком случае, вышло так, что какие-то по-настоящему выдающиеся работы Андрея Могучего или Юрия Бутусова, Льва Додина, Валерия Фокина соревновались со скромными спектаклями начинающих режиссеров, или не начинающих, а продолжающих, но явно не тянущих на соревнование с мастерами. К чему было собирать такую большую команду? Ведь в театре сильны не числом, а по-прежнему уменьем.
Или мюзикл с опереттой. Не дали в этот раз никому. Может, и правильно. Но в прошлом году в Москве появился по-настоящему замечательный мюзикл «Обыкновенное чудо», его поставил Алексей Иващенко, играл на Дубровке, и пришлось ему раньше времени закрыть этот спектакль, поскольку публика не хотела идти в это страшное, так и не оправившееся от памяти «Норд-Оста» место. У «Маски» целая обойма разных специальных программ, но ведь есть и какая-то цель, как говорил Станиславский, сверхзадача, все же ради театра делается, и в этом смысле, мне кажется, стоило подумать и найти возможность поддержать этот спектакль.
Вообще, конкурс «Маски» в этом году, еще очевиднее, чем год и два назад, потонул среди интересных специальных программ. Спектакли из стран СНГ, заграничные, отдельный конкурс «Новая пьеса», - все это интересно, но ведь главное на «Золотой маске» - вроде так это было задумано - найти лучших в российском театре. Впрочем, кинокритики и те, кто внимательно читает и следит за новостями самых крупных кинофестивалей, давно уже привыкли к тому, что и в Берлине, и в Венеции, а не только на нашем Московском кинофестивале, специальные и параллельные программы намного интереснее того, что показывают в основном конкурсе. Выходит, теперь и в театре так будет.
| |