|
Подмосковные грибники оккупировали обочины крупных магистралей. Вдоль дорог выстроились корзинки и ведра с боровиками, опятами и белыми — выбор для покупателя широчайший. Корреспондент «Вести ФМ» Анна Семкина решила выяснить, насколько безопасен нынешний грибной урожай.
«Свежие, собирали в чаще леса, не у дороги», - уверяют грибники на рынке в Бронницах. Цены почти как у Жванецкого. Четыре боровика - по 150 рублей штука, но крупные. А чуть подальше в целлофановых пакетах опята - уже по 100 за килограмм, но мелкие. Вдоль автотрасс - сумки с грибами почти через каждые 200 метров. Такое огромное количество продавцы объясняют просто.
«Лето было жаркое, грибница созрела. И они быстро-быстро пошли», - рассказывает продавщица.
Лето было не только жаркое, но и вредное для грибов. Угарный газ от пожаров впитался в почву, а ядовитые примеси осели на всем, что растет в лесу, поясняют сотрудники независимой экспертной лаборатории. С гражданами тут не работают, только с предприятиями. Но в виде исключения принимают грибы, которые мы купили на рынке, и поясняют - проверка на токсичность займет несколько дней. Вначале гриб кладут в специальную чащу и заливают кислотой.
«Мы превращаем этот гриб в пюре, затем сюда добавляем миллилитр азотной кислоты и перекиси», - поясняет сотрудница-технолог.
Затем полученную жидкость кладут в еще более громоздкий агрегат со сложным названием «атомный спектр-фотометр». Он расщепляет продукт на атомы и выдает анализ, поясняет технолог.
«Токсичные элементы, свинец, кадмий и мышьяк мы определяем методом электротермической атомизации. Кроме этого, мы может определить хром, магний, молибден и еще около 20 показателей. Достаточно большой спектр», - продолжает она.
И кадмий, и свинец, и даже мышьяк в грибах будут на 100%, говорят специалисты. Главное, чтобы они не превышали предельно допустимую концентрацию. Но столь тщательное и дорогое тестирование по евростандартам применяют далеко не везде, поясняет руководитель лаборатории Максим Возняк. Многие производители, по его словам, предпочитают и вовсе не проверять товар. Ведь с февраля этого года в России отменена обязательная сертификация продуктов питания. Предприниматель волен решать сам - где, у кого и как тестировать свой товар на соответствие ГОСТам. Чаще всего он выбирает самый простой путь - покупает сертификат.
«Вероятность того, что вас поймают на некачественном продукте, очень низкая, с пищевой всегда так. Поэтому есть компании, которые здесь работают, как и у себя - в Швейцарии, Франции и еще где-то, а есть те, кто говорит - да, мы хотим значок качества за 100 рублей. К примеру, приходит к нам компания, говорят - мы хотим проверить этот продукт. Проверяют, результаты не устраивают и они уходят. Потом сертифицируют заново - и все нормально. Не знаю, за деньги или та лаборатория не нашла», - рассказывает Возняк.
По словам Максима Возняка, сейчас в России работают более 3,5 тысяч лабораторий, причем большая часть - на устаревшем оборудовании. В его лабораторию не так давно пришла одна иностранная компания. Она закупила в Краснодаре партию кукурузы и решила на всякий случай ее еще раз проверить.
«На кукурузу имелись сертификаты. Но по нашей проверке содержание микотоксинов было запредельным - превышение в тысячи раз. Это смертельно опасно! Но при этом она сопровождена всеми необходимыми документами. Крупная западная компания от нее отказалась, но я сомневаюсь, что ее сожгли. Я полагаю, ее продали кому-то, кто, увидев сертификаты, обрадовался и понаделал из нее хлопьев, попкорн», - считает Возняк.
Если покупатель отравится, а Роспотребнадзор потом найдет несоответствие ГОСТам, то производителя постфактум оштрафуют. А лабораторию, возможно, лишат аккредитации. Но потребителю от этого вряд ли станет легче. По словам специалистов, в стране сложилась парадоксальная ситуация: покупать с рук натуральный, но непроверенный продукт - опасно, но и отметка о лабораторных испытаниях на этикетке не гарантия качества.
| |