|
Руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин в среду подписал указ о создании в рамках ведомства специализированного отдела по расследованию преступлений, совершенных сотрудниками полиции и других правоохранительных органов. Он будет входить в структуру Главного следственного управления СК, аналогичные отделы будут созданы в ГСУ по Москве, Московской области и Петербургу.
«Кроме расследования преступлений, совершенных полицейскими и должностными лицами других правоохранительных органов, следователи этих подразделений будут также заниматься рассмотрением сообщений и материалов о таких преступлениях», - цитирует сайт СК официального представителя ведомства Владимира Маркина.
Планируется, что оперативное сопровождение по уголовным делам, фигурантами которых являются полицейские, преимущественно будет осуществляться подразделениями ФСБ.
Как пояснили в СК, расследуя эти преступления, следователи сталкиваются с дополнительными сложностями. «Зачастую сотрудники полиции, обладая специальными познаниями и навыками оперативно-розыскной деятельности, используют их именно в корыстных целях, делая все, чтобы запутать следствие и уйти от уголовной ответственности. Поэтому в задачи новых подразделений будет входить и анализ практики расследования таких уголовных дел и выработка наиболее эффективных методов следствия, а также мер по предотвращению этих преступлений», - пояснил Маркин.
Прокомментировать инициативу газета ВЗГЛЯД попросила известного российского криминолога, доктора юридических наук Якова Гилинского.
«Обычно я бываю против размножения всевозможных подразделений, увеличения штатов и так далее. С другой стороны, это действительно несколько специфическая сфера, - пояснил эксперт. - И в современных условиях, пожалуй, подобная специализация не повредила бы. Другое дело, насколько и как все это будет выполняться».
Гилинский рассказал, что в 2004-2005 годах он вместе с коллегами в пяти регионах России - Петербурге, Пскове, Нижнем Новгороде, Республике Коми и Чите - проводил исследования, посвященные пыткам. «Распространенность пыток была колоссальная, причем во всех регионах. Неслучайно мы брали субъекты в разных концах страны: и в центре, и на востоке, и на западе, и на севере. То, что сейчас схватились за Казань, - это частный случай. За это же время примерно то же самое было и в Петербурге, и в Москве и т.д. Это старая и очень тяжелая проблема», - посетовал эксперт.
По словам Гилинского, в условиях, когда идет сокрытие преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, и руководством, которое не заинтересовано в том, чтобы они были преданы огласке, и прокуратурой, и судами, действительно нужны люди, которые были бы профессионалами своего дела, специализировались именно на такого рода сложных делах. Как есть отделы по ловле карманников, где сотрудники годами нарабатывают соответствующий опыт, так и здесь своя специфика.
Между тем член комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественной палаты, учредитель и председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление» Ольга Костина заявила в интервью газете ВЗГЛЯД, что вообще не видит смысла в существовании такого подразделения.
«Я не считаю необходимым создавать такое подразделение. Мне кажется, что это кампанейщина, неуместная ни в порядке реформы МВД, ни для самого СК. На самом деле надо понимать, что ситуация в Казани, после которой и возникла подобная идея, показала беспомощность всей системы правосудия в России», - заявила Костина.
По словам правозащитницы, девушка, которая подверглась издевательствам в отделении полиции «Дальний», обращалась в прокуратуру, но не получила никакой ни помощи, ни поддержки. «Безусловно, преступление совершили сотрудники органов внутренних дел, но и вся правоохранительная система не бросилась на помощь девушке. На сегодняшний день у Следственного комитета существуют достаточные полномочия для расследования дел силовиков. Существует надзорный орган, который тоже обладает определенными полномочиями. Но как показывает практика, реально ни одно из ведомств свои полномочия в полном объеме реализовывать не торопится», - сказала Ольга Костина.
По мнению юриста, «мы будем нелепо выглядеть, если для того чтобы заставить ведомства выполнять их работу, будем создавать им подразделения по отраслевому принципу». «На мой взгляд, речь должна идти о том, чтобы совершить шаг, который сделала вся мировая практика, и хоть в каком-нибудь ведомстве, например в Генпрокуратуре, которая так часто говорит о своих правозащитных функциях, создать подразделение по контролю за правами потерпевших и заявителей. Согласитесь, если бы у пострадавшей девушки приняли бы то заявление и приступили к расследованию, Сергей Назаров бы не погиб», - заявила член Общественной палаты.
Костина подчеркнула, что расследовать надо не столько преступную деятельность полицейских, сколько отслеживать качество и реакции государства на все сообщения о преступлении любого вида.
«Прокуратура категорически не хочет слышать ни нас, ни мировую практику в соответствующей области. Несколько раз говорили с Юрием Чайкой на эту тему. Он сказал что-то вроде того, что у его ведомства и так есть эти функции. Но тогда получается еще более странно. Если у всех ведомств есть необходимые функции, то зачем их выделять в отдельное подразделение?» - указала правозащитница.
Костина отметила, что Общественная палата тесно сотрудничает с СК, МВД и Генпрокуратурой. «Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин - единственный человек, который двигает закон о правах жертв преступлений, который серьезно бы изменил сложившуюся ситуацию», - заключила она.
Напомним, о том, что руководство СК планирует создать новую структуру по расследованию преступлений полицейских, стало известно в конце марта. Бастрыкин принял такое решение в связи с обращением ряда правозащитных организаций.
Предложение о создании спецотдела поступило после того, как в России участились преступления, совершенные сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее громким делом за последнее время стал инцидент в казанском ОВД «Дальний», получившем скандальную «славу» из-за гибели в марте 52-летнего Сергея Назарова. Задержанный подвергся издевательствам и пыткам полицейских.
Кроме того, позже вскрылись новые инциденты издевательств над задержанными в этом и других отделениях полиции Казани.
Предыдущий громкий случай смерти задержанного, еще до Казани, произошел в январе в Петербурге. Тогда сотрудники отдела полиции Невского района задержали 15-летнего подростка якобы за кражу сумочки (был ли он виноват, до сих пор неизвестно), избили его, «нанеся множественные удары черенком от швабры и руками», после чего юноша скончался. Сначала по этому делу проходил лишь один полицейский, но через месяц выяснилось, что удары наносили двое, причем один в звании майора.
Итогом случившегося стала масштабная проверка из Москвы, смерть от сердечного приступа замначальника отдела полиции, где все произошло, и отставка главы ГУ МВД по Петербургу Михаила Суходольского.
Отметим, что ранее самым резонансным преступлением, совершенным сотрудником правоохранительных органов, называли расстрел посетителей московского супермаркета «Остров» экс-начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым 27 апреля 2009 года. В результате трагедии погибли два человека, более 20 были признаны потерпевшими. В настоящее время Евсюков отбывает пожизненный срок.
| |