|
Тот факт, что это представительница прекрасного пола, сомнений не вызывает, ибо из одежды на ней лишь набедренная повязка и повязка на левом колене. В поднятой левой руке она держит какой-то предмет. Вероятно, это сика - фракийский меч. А жест - салют в честь собственной победы. Женщина смотрит вниз - наверное, на поверженного противника.
Альфонсо Манас из Гранадского университета (Испания) обнаружил в Музее искусств и ремёсел Гамбурга (ФРГ) небольшую бронзовую статую, подозрительно похожую на изображение женщины-гладиатора.
Если он прав, то это лишь второе подобное произведение, известный науке.
Тот факт, что это представительница прекрасного пола, сомнений не вызывает, ибо из одежды на ней лишь набедренная повязка и повязка на левом колене. Её длинные волосы аккуратно уложены.
В поднятой левой руке она держит какой-то предмет. Г-н Манас полагает, что это сика - короткий изогнутый фракийский меч. Этот жест он трактует как салют в честь собственной победы. Женщина смотрит вниз - вероятно, на поверженного противника.
Статуэтка кажется исследователю чрезвычайно реалистичной - быть может, фигурка изображает реального человека. Где и как её нашли, неизвестно.
Редкость подобных изваяний, скорее всего, связана с тем, что женщин-гладиаторов в Древнем Риме было мало. В 200 г. император Септимий Север запретил им принимать участие в играх, и в письменных источниках сохранились упоминания в лучшем случае о десятке гладиаторов прекрасного пола. Другое изображение представляет собой рельеф из Галикарнаса (ныне в Британском музее), на котором сражаются две женщины. Появлялись сообщения об обнаружении могил женщин-гладиаторов, но они не нашли поддержки у научного сообщества.
Специалисты, изучавшие фигурку из Гамбурга, пришли к выводу, что это спортсменка, а в руке у неё стригиль - серповидный скребок, которым в античности было принято очищать себя от пота и грязи, предварительно намазавшись маслом (мыла-то не было).
Г-н Манас с этим категорически не согласен. Что за странная манера очищать тело, высоко подняв стригиль над головой и глядя в землю? В то же время поднятый меч - обычная поза победившего гладиатора.
Кроме того, спортсменки в римском мире не выступали топлесс. В крайнем случае обнажалась только одна грудь. Напротив, ню изображались рабыни и женщины с низким социальным статусом (а гладиаторы были рабами). Повязка на колене - тоже отличительный признак гладиатора.
Специалист по женщинам-гладиаторам Анна Маккалоу из Университета штата Огайо (США) осторожно соглашается с коллегой: действительно, больше похоже на гладиатора, чем на спортсменку. Правда, непонятно, почему «гладиаторша» изображена без шлема, поножей и других доспехов. Г-н Манас полагает, что скульптор намеренно лишил свою героиню защиты, дабы подчеркнуть её женственность и красивую причёску, а щит она держала в отколовшейся правой руке.
«Нет сомнений, что появление полуобнажённых женщин на арене оказывало эротическое воздействие на зрителей, - продолжает фантазировать горячий испанец. - В таком военизированном обществе, как римское, где оружие было чрезвычайно популярным, но считалось исключительно мужским атрибутом, вид женщин в роли, радикально отличающейся от привычной, и к тому же с открытым телом должен был стимулировать воображение и либидо зрителей».
Г-жа Маккалоу считает, что это уже слишком: «В дошедших до нас текстах женщины-гладиаторы никогда не встречаются в эротическом контексте». Авторы этих литературных памятников просто отмечают, что женщины тоже сражались на арене, сражались жестоко, и зрителям это нравилось.
Если здесь и есть какой-то сексуальный подтекст, то только связанный с низким социальным статусом гладиатора, полагает г-жа Маккалоу. Рабыни воспринимались как доступные женщины - особенно их хозяевами.
Результаты исследования опубликованы в издании International Journal of the History of Sport.
Подготовлено по материалам LiveScience.
| |