|
На свободу вышел бывший заместитель начальника 2-й оперативно-розыскной части Московского уголовного розыска Евгений Тараторин, приговоренный в 2007 году к 13 годам лишения свободы по громкому расследованию, получившему название «дело "оборотней в погонах".
По версии следствия, Тараторин был одним из лидеров группировки сотрудников милиции, которая подкладывала гражданам оружие и наркотики и вымогала деньги у бизнесменов. В частности, он задержал Бадрудина Ямадаева (брата Героев России Руслана и Сулима Ямадаевых), в тот момент, когда у его семьи возник конфликт с «вором в законе» Мовлади Атлангериевым.
Как рассказал «Росбалту» один из знакомых Тараторина, бывший сотрудник МУР освобожден условно-досрочно, поскольку отсидел уже больше 2/3 назначенного ему срока (оперативника арестовали в 2003 году) и не имел никаких нареканий. На днях он приехал в Москву, где активно встречается с друзьями. Чем займется Тараторин в дальнейшем, он пока не решил.
По словам источника агентства, большую часть наказания полковник отбывал в колонии для бывших сотрудников правоохранительных органах, которая расположена в городе Бор Нижегородской области. Там он занимался отделением для вновь прибывших арестантов (так называемый карантинный барак, где новобранцы находятся 2-3 недели, пока их не переведут к остальным узникам).
Евгений Тараторин считался одним из лучших оперов МУРа, на его счету были десятки задержаний опасных преступников. Последние годы перед арестом он специализировался на раскрытии террористических актов, совершаемых в московском регионе. Так, под его руководством были выявлены и задержаны пособники боевиков, осуществивших нападение 23 октября 2002 года на мюзикл «Норд-Ост». Скандал разразился в 2003 году, когда глава МВД РФ Борис Грызлов инициировал операцию против сотрудников МУР. Сам он и назвал их «оборотнями в погонах» и это словосочетание вошло в обиход.
По версии следствия, еще в 1997 году начальник управления безопасности МЧС РФ генерал Владимир Ганеев создал организованное преступное сообщество (ОПС) из сотрудников милиции. «Используя значение и авторитет занимаемой им должности, Ганеев осуществлял общее руководство, покровительствовал действиям остальных участников сообщества, определял объекты преступных посягательств и распределял прибыль», - говорилось в материалах дела. Другими лидерами ОПС, по версии следствия, стали следующие сотрудники МУР: заместители начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом оружия Юрий Самолкин и Владимир Лысаков, а также заместитель начальника 2-й оперативно-разыскной части Евгений Тараторин.
Участники этого ОПС, как говорится в материалах дела, «неоднократно вымогали у руководителей различных коммерческих предприятий крупные суммы денег, незаконно приобретали и хранили оружие, взрывчатые вещества и наркотики, а также фальсифицировали доказательства по уголовным делам». Следствие выяснило, что сотрудники МУРа предлагали бизнесменам перейти под «милицейскую крышу», а взамен просили производить ежемесячные отчисления, а также вводить своих людей в число учредителей коммерческих структур. На тех, кто отказывался, сыпались угрозы. Так, в материалах дела говорилось, что генерал Ганеев лично избил бизнесмена Лебедева, требуя от него выплаты $600 тыс. А наиболее строптивым коммерсантам, по версии следствия, оперативники подбрасывали оружие, наркотики и взрывчатку, после чего те отправлялись за решетку. Порой героин и пистолеты оказывались в карманах различных людей и для того, чтобы сотрудники МУРа могли улучшить показатели своей работы.
В 2000 году Евгений Тараторин принимал участие в задержании Бадрудина Ямадаева, у которого нашли наркотики и патроны. Ему предъявили обвинения в покушении на главного санитарного врача Москвы Александра Мельникова. Однако никаких весомых доказательств причастности Ямадаева к этому преступлению не было. Тогда сотрудники МУР задержали еще одного жителя Чечни - Шарипа Джабраилова. Тоже с патронами и наркотиками. У него «выбили» показания о причастности Бадрудина к покушению на врача. Позже Генпрокуратура признала, что запрещенные предметы чеченцам были подброшены, а дела в отношении них сфабрикованы.
Причина столь активной охоты за Бадрудином выяснилась только сейчас. Источник в чеченской общине столицы рассказал «Росбалту», что в то время у Руслана и Сулима Ямадаевых возник конфликт с «вором в законе» Мовлади (Русланом) Атлангериевым (похищен и убит в 2008 году), который обладал обширными связями в правоохранительных органах.
На слушаниях в Московском окружном военном суде в 2006 году Ганеев и Самолкин получили по 20 лет колонии, а Евгений Тараторин - 16 лет. Позже Верховный суд РФ снизил Тараторину срок до 13 лет лишения свободы. Еще один лидер группы «оборотней в погонах» - Владимир Лысаков - до сих пор находится в международном розыске. По данным оперативников, он может скрываться где-то на территории Украины.
Как уже сообщал «Росбалт», в начале 2010 года на свободу вышел еще один обвиняемый по этому громкому делу - бывший оперуполномоченный МУР Михаил Кутырин. Он в 2007 году был приговорен к семи годам колонии.
Юрий Вершов
| |