|
Администрация Большого театра объявила об отставке с поста музыкального руководителя театра композитора Леонида Десятникова и об официальном назначении на эту должность с 1 сентября дирижера Василия Синайского.
Смещение Десятникова с должности музыкального руководителя не стоит воспринимать как очередной скандал в Большом театре. Это плановое решение, с принятием которого ждали ровно столько, сколько искали Десятникову замену.
Год назад Десятников оказал Большому дружескую услугу. Тогда внезапно - надеясь привлечь внимание к проблемам театра - хлопнул дверью главный дирижер Александр Ведерников . Во главе театра остался один человек - генеральный директор Анатолий Иксанов, администратор, не музыкант. Среди его заместителей музыкантов тоже не было. Получалось, что такая команда должна принимать и творческие решения. Тут-то и нашлось спасение в лице Десятникова. Театру он был человек не чужой: на сцене к тому времени уже не шла его опера («Дети Розенталя»), но шел балет («Русские сезоны»). Своим присутствием музыкант Десятников должен быть легитимизировать решения, который принимал немузыкальный директорат. Вместе с тем главного дирижера в театре так и не было. И хотя после ухода Ведерникова в Большом образовалась целая пятерка блестящих дирижеров (Василий Синайский, Александр Лазарев , Владимир Юровский, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко), ни один из них не мог быть полноправным хозяином оркестра - а такой хозяин оркестру необходим, хотя бы для того, чтобы руководить кадровой политикой. И вот, год спустя, Василий Синайский согласился стать главным дирижером. В такой ситуации только он и мог занять место музыкального руководителя. Десятников должен быть место освободить. Главного дирижера и музыкального руководителя нельзя поставить одного над другим. По субординации они должны находиться на одном уровне. Но если главный дирижер и музыкальный руководитель - разные люди, то неминуемо возникнут и разные мнения, замыслы, планы, а это неминуемо приведет к конфликту или, по меньшей мере, к патовой ситуации. Приход Василия Синайского - хорошая новость? Да. Он дирижер лучшей в России ленинградской школы, учился у того великого Ильи Мусина, у которого учились Юрий Темирканов , Валерий Гергиев, Теодор Курентзис и еще десяток светил. Он талантливый, светлый, увлеченный музыкант - обладатель радостного, лучезарного таланта. И большой мастер, умеющий достигать безупречного результата. Будет ли он серьезным руководителем? К сожалению, по этой части у нас есть грустный опыт. Синайский был назначен главным дирижером Госорокестра после увольнения непокорного Евгения Светланова. Ничего на этом месте сделать он не смог. Впрочем, тогда было совсем другое время - самое начало 2000-х. Сейчас контекст проще, благополучнее. Из Большого театра никто не бежит, оркестранты зарабатывают приличные деньги. Уровень оркестра за десять лет неизмеримо вырос, и, кроме общего потолстения, нельзя сбрасывать со счетов и заслуг непокорного Александра Ведерникова. А благополучными коллективами Синайский руководит превосходно, о чем свидетельствует весь опыт его работы в Британии или Скандинавии. Уход Леонида Десятникова - хорошая новость? Нет. С одной стороны, он сразу предупредил, что побудет сколько нужно и уйдет, когда найдут «настоящего». С другой стороны, Десятников ныне отказывается от комментариев, а значит, не все произошло гладко и красиво. Мне жалко другое: Десятников побыл на посту слишком мало, всего год. Если хотя бы года три - в историю театра можно было бы записать «эпоху Десятникова». Десятников - человек ярко одаренный не только в искусстве композиции. Примером могут служить хотя бы его литературные тексты, например, колонки в OpenSpace.Ru. Он хотел, возможно, стать великим интендантом, как Рольф Либерман - знаменитый руководитель Парижской оперы, учитель Юга Галля и Жерара Мортье, по профессии композитор. Но по первому образованию Либерман был юристом. И в экономике, в ценах на билеты, в гонорарах артистам он тоже понимал. У Десятникова не было этих проблем. У Десятникова не было и власти - он не мог карать и миловать, он не мог отобрать партию у балерины. Он и не хотел власти. Он хотел, возможно, просто оставить в истории Большого интеллектуальный след. Была только одна проблема - балет «Утраченные иллюзии», который нужно сдать в тот же самый Большой театр к весне. Сочинение музыки - изматывающий внутренний процесс, требующий полной сосредоточенности. Но руководитель не имеет права выключить телефон. Ни уход Десятникова, ни приход Синайского не решают ключевой проблемы Большого театра - отсуствие художественного руководителя. Не главного дирижера, не музыкального руководителя, а именно художественного руководителя. Того самого интенданта. Почему премьеры в Большом идут чересполосицей - то удача, то провал? Потому что нет единой, продуманной творческой стратегии, действия носят случайный характер. Вспомним еще раз Рольфа Либермана. А смог бы он руководить Большим театром - российским театром, который, к тому же почти десять лет испытывает все козни исторической реставрации одновременно с модернизацией? Пожалуй, на эту тему лучше не думать. А за прошедший год стоит сказать Леониду Десятникову спасибо.
| |