|
Алексей Иванов, автор исторических бестселлеров «Сердце Пармы» и «Золото бунта», «выстреливших» в середине прошлого десятилетия и катапультировавших читателя в дореволюционные и допетровские времена, теперь занялся переселением древней нечисти на просторы современной России. Роман «Комьюнити» - уже второй его опыт в этой области.
Преимущество и одновременно слабое место Алексея Иванова - в том, что он не склонен до бесконечности эксплуатировать одну золотую жилу, сколь бы многообещающей она ни была - он, наоборот, пробует разные литературные месторождения, обогащая тем самым как собственный опыт, так и рацион своих поклонников.
Плотной околоисторической фактуры и густой региональной экзотики, на которых во многом были построены «Золото бунта» и «Сердце Пармы», хватило бы, вероятно, еще на несколько романов. Пермский писатель, сумевший заинтересовать массы оригинальным взглядом на прошлое своей малой родины и объявленный на страницах столичного глянца «золотовалютными резервами русской литературы», мог бы продолжать добывать полезные ископаемые из родной уральской земли уже проверенным способом. Но Иванов выбрал путь большего сопротивления.
После триумфа, который принесли ему две вышеупомянутые книги в середине 2000-х, он переключился на нон-фикшн и истории из современной жизни. Выпустил популярное краеведческое исследование «Месседж: Чусовая» и документальную книгу «Хребет России» - путеводитель по истории и географии Урала, тесно связанный с одноименным телепроектом, который был сделан совместно с Леонидом Парфеновым. Написал скандальный роман «Блуда и МУДО» - эротико-сатирическую эпопею о русской провинции эпохи стабильности. Вдобавок переиздал старые вещи, написанные до выхода на топовые позиции, в том числе раннюю фантастику и замечательный реалистический дебют «Общага-на-крови». Вся эта сложносоставная конструкция была увенчана «Летоисчислением от Иоанна» - как бы третьим после «Сердца Пармы» и «Золота бунта» историческим романом, а на самом деле постмодернистским экспериментом, выросшим из сценария к фильму Павла Лунгина «Царь».
С точки зрения творчества такой разброс - нечто безусловно позитивное, но с точки зрения маркетинга и подпитки однажды предъявленного золотоносного бренда - скорее минус. От Иванова ждут нового «Сердца Пармы», на худой конец - нового краеведческого бестселлера или новой провинциальной сатиры в духе «Блуды и МУДО», а он движется совсем другим маршрутом, разочаровывая часть аудитории уже одним фактом такого непредсказуемого «дрейфа». Важным стимулом для писателя, как можно заключить из его собственных слов, является стремление избавиться от связанных с его именем клише, и в этом смысле - как минимум в этом - Иванов, несомненно, являет собой пример для подражания.
Радикальным шагом на этом пути стала вышедшая в 2011 году книга «Псоглавцы» - мистический триллер, действие которого происходило в сельской местности, но имело мало общего как с эпической драматургией «Сердца Пармы» и «Золота бунта», так и со злоключениями героя «Блуды и МУДО».
Герой «Псоглавцев», современный москвич, оказавшийся в глухой старообрядческой деревушке в качестве участника странной экспедиции, пытался добыть фреску с изображением святого Христофора, на чьих плечах красовалась собачья голова.
Оборотни, норовящие наводнить окружающую реальность, погоня в лучших традициях остросюжетных телесериалов про сельскую жизнь, но при этом масса сведений из интернета - по замыслу и антуражу эта вещь отчасти напоминала вышедший несколько лет назад роман иркутянина Алексея Шаманова «Ассистент».
Медийно-маркетинговая интрига «Псоглавцев» заключалась в том, что роман был издан под псевдонимом - книгу якобы написал некто Алексей Маврин, житель Нижнего Новгорода. Эта мистификация, как легко понять, была очередным следствием авторского желания разделаться с неотвязными «ивановскими» клише. О никому не известном Маврине стали говорить как о дебютанте, соответственно, и оценивался текст как дебютный. Большой сенсации не последовало; вместо этого законспирировавшийся Иванов попал в когорту юниоров, что вряд ли входило в его планы.
«Комьюнити» - просто-таки энциклопедия писательских грехов (фото: azbooka.ru)
И вот, наконец, самая свежая на сегодняшний день новинка - роман «Комьюнити», составляющий, по замыслу автора, дилогию с «Псоглавцами» и представляющий собой еще одну историю об адаптации древних хтонических сил к современным условиям.
Здесь вместо деревни - Москва, вместо экспедиции - пестрая столичная жизнь с мельтешением модных брендов, айтишным сленгом и кострами амбиций, вместо охотника за фресками - не слишком успешный сотрудник интернет-компании, приехавший из провинции и изо всех сил стремящийся жить по московским понятиям.
За «Комьюнити» Иванову уже досталось от столичных зоилов. Еще бы: едва ли не на каждой странице автор, забывший о своих краеведческих ноу-хау, в крайне прямолинейном ключе режет правду-матку и сгущенно изображает нравы порочной столицы, вынося категоричные вердикты в адрес всего и вся, в том числе и в адрес нынешних офисных революционеров.
С точки зрения дипломированных ценителей высокой литературы «Комьюнити» - просто-таки энциклопедия писательских грехов: и языковых штампов автор не чуждается, и из интернета списывает, и личные свои антипатии слишком выпячивает, ужас да и только.
Однако всеми вещами нужно пользоваться по прямому назначению. «Комьюнити», как и «Псоглавцы», - остросюжетный триллер, и именно с этой точки зрения и надо его оценивать. Вся антимосковская критика здесь - лишь фон.
А поп-мистический сюжет, начинающийся на просторах Всемирной паутины и заканчивающийся совсем в других местах, выстроен Ивановым весьма неплохо - однозначно лучше и интереснее, чем в «Псоглавцах». Людям, экзальтированно воротящим нос от того, что не соответствует их представлениям о хорошем вкусе, данное произведение читать просто не следует - оно не для них.
«Псоглавцы» и «Комьюнити» - еще один рискованный шаг Иванова в сторону от собственного бренда, попытка стать массовым автором другого типа, мастером триллера. С точки зрения авторской эволюции это интересно, а спорить о вкусах с высоколобыми литературными арбитрами - себе дороже.
| |