|
Обычно основные вехи Битвы за столицу в Великую отечественную войну ассоциируют с северо-западом: с Волоколамским шоссе, с Крюково, с противотанковыми «ежами» на полпути от Москвы к аэропорту Шереметьево по Ленинградке.
Но на самом деле и «новая Москва» на юго-западе оказывается там, где проходила оборона, особенно воздушная. Не на юго-запад ли летели участники первого десанта под Папино на реке Нара? И не у Калужского ли шоссе погиб автор первого ночного тарана Талалихин? 21 апреля - 70 лет с окончания битвы за Москву. Но кто сегодня помнит, где, например, был аэродром Тёплый Стан, откуда осуществлялись многие из этих полетов?
Трудно поверить, но этому бодрому ветерану скоро исполнится 90 лет. Генерал авиации Сергей Крамаренко. Именно он показал место, которое любители истории, а теперь и блогеры обнаружили на немецкой аэрофотосъемке 1942 года и на снимке американского спутника 1960-х, но так и не смогли найти на куцых картах-схемах Москвы, опубликованных тогда в СССР, - настолько все было засекречено. Сегодняшние школьники немедленно скачали современную топографическую карту из Интернета и, кажется, нашли все сразу.
За последние 40 лет рельеф изменился настолько, что и сегодняшние продвинутые школьники определили район лишь в целом: примерно там, где в нынешней зоне отдыха «Тропарево» в 1941-м формировалась 5-я стрелковая дивизия, стоявшая от Очаково до Теплого Стана.
«Ветераны вспоминают аэродром Теплый Стан. Он, скорее всего, находился за кольцевой дорогой, потому что там есть поле», - рассказал ученый секретарь Государственного музея обороны Москвы Кирилл Дряннов.
Вполне возможно, речь идет об одном историческом поле. На еще одной немецкой аэрофотосъемке в районе намного лучше видна еще одна взлетно-посадочная полоса. Может, это и есть аэродром Теплый Стан? Вот и сегодня на эту полосу приземляются военно-транспортные самолеты, например, Ан-26.
Взлетно-посадочная полоса существует почти 80 лет. Аэродром Остафьево появился в далеком 1934 году. Изначально здесь базировался аэродром НКВД. Примечательно, что первый полет состоялся тут еще раньше. Так, в начале XIX века на этом поле на воздушном шаре приземлилась первая русская воздухоплавательница княгиня Прасковья Гагарина.
Но вот откуда сегодня здесь, у входа в штаб, взялся якорь? И почему такой же якорь можно различить на фуражках потомственных летчиков на аэродроме посреди суши? Корни этой загадки приводят нас к войне холодной. Оказывается, в 1959-м сюда был перебазирован 65-й транспортный авиаполк ВВС Военно-морского флота. А где и когда он был создан?
«Здесь начинаются ангары, здесь стояли самолеты. По 15-й Парковой, захватывая дорогу, шли к 16-й Парковой», - сказала директор школы №351 Нателла Ефремова.
Стояли не только самолеты, но и вертолеты. Восточное Измайлово. Район, который сегодня мало чем отличается от других спальных районов столицы. С виду - те же улицы, многоэтажки и привычные пробки. Однако здесь история не снаружи, а внутри.
«Если мы начинаем копать, то через пятьдесят сантиметров выходим на бетон. Здесь когда-то была взлетно-посадочная полоса. Вся застройка велась в 60-е годы. Где сейчас стоит школа, было место торможения самолетов», - отметила Нателла Ефремова.
В июне 1942-го именно в этой части Москвы создается аэродром, и именно здесь формируется уже упомянутый авиаполк. Косвенное свидетельство тому - все та же немецкая съемка времен войны. Территория аэродрома простиралась от Измайловского проспекта (с юга), Щелковского (тогда Стромынского) шоссе (с севера), 5-й Парковой улицы (с запада) и 16-й Парковой улицы (с востока).
Путь из Измайлово в Остафьево пролег через Берлин - с Измайлово бомбили столицу Рейха. После войны у Советского Союза враг был уже другой. Тем более удивительны на Измайловском поле американские бомбардировщики Б-29. До наших дней они не сохранились, однако новые стоят в точности на том же месте и в том же порядке.
Оказывается, в последний год войны на Дальнем Востоке совершили вынужденную посадку несколько Б-29 тогда еще наших союзников. Вопреки просьбам самолеты американцам мы не вернули. А уже в 1947-м выпустили точную копию - советский бомбардировщик Ту-4, который перелетел на Теплый Стан.
Так где же был тот самый аэродром? Генерал Крамаренко сказал ехать на юго-запад, но свернуть попросил не в Остафьево, а в поселок Мамыри, что на Калужском шоссе. К поиску подключилось даже МЧС, чей Центр спасательных операций находится в предполагаемом районе.
«Здесь был переход через ручей. Озеро, дорога в городок. Штаб стоял, казармы, - вспоминает герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны Сергей Макарович Крамаренко. - Стены не было. Был лес. Дороги этой не было. Мы тут мылись, купались, загорали иногда».
Глядя на этой воду, вряд ли кто-то сейчас отважиться здесь искупаться. По словам местных жителей, в озеро уже много лет сливают воду из расположенного поблизости завода «Мосрентген».
«Там был овраг. У меня однажды отказал двигатель. Я стал садиться, промазал и перевернулся. Командир подходит: почему перевернулся? Я говорю, что мотор отказал. А он сказал: у тебя номер "13", потому и отказал», - рассказал Сергей Макарович Крамаренко.
До и во время войны здесь базировались У-2, на которых учили будущих летчиков. Но У-2 - не только учебный. По ходу битвы за Москву они сбросили на немецкие позиции в два раза больше бомб, чем все остальные наши самолеты. После войны, как рассказывает Крамаренко, здесь базировался 176-й истребительный полк, и он уже летал на Ла-7 и Ла-9.
«Там было ровное поле, там летали. Потом постелили металлическую полосу и стали летать на реактивных Як-15 и Як-17», - сказал Крамаренко.
Обнаружив место расположения казарм, отправляемся на поиск взлетно-посадочной полосы. Со слов ветерана, она шла параллельно озеру, метров в 200 от военных частей тех лет. Единственная прямая дорога здесь идет между Хованским кладбищем с одной стороны и центром МЧС и современной военной частью - с другой. Это и есть остатки полосы.
«Здесь взлетали. Там ручей, лес. Метров 200 отсюда. А мы взлетали. А потом положили металлическую полосу, и мы по ней стали взлетать. Наверное, дорогу сделали на металлическую полосу», - говорит Сергей Макарович Крамаренко.
Отсюда в 1950-м году Крамаренко отправился в Корею, где получил Звезду Героя. Сегодня он - единственный живой ветеран аэродрома Теплый Стан, который вот-вот перейдет во владения Москвы и где, до сих пор нет даже памятного знака.
| |