|
22 сентября 2010 года исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося кинорежиссера и актера Эриха фон Штрогейма. Эпоха звукового кино предлагала ему роли прусских офицеров-аристократов, великосветских соблазнителей и авантюристов. Но вершиной его реалистического и бескомпромиссного режиссерского творчества стала картина «Алчность», вошедшая в десятку лучших фильмов Великого немого.
В опубликованной в 20-е годы официальной биографии Штрогейма можно было прочесть, что отцом графа Эриха Ханса Карла Марии Штрогейма фон Норденвальда был знатный полковник, а матерью - трагически погибшая в 1898 году фрейлина императрицы Елизаветы. Молодого аристократа ожидало блестящее военное будущее, но ему пришлось покинуть родную Австрию, то ли в результате неожиданного разорения семьи, то ли после дуэли с фаворитом Франца-Иосифа. В действительности он был сыном состоятельного шляпника еврейского происхождения Бенно Штрогейма, который ко времени отъезда сына в Соединенные Штаты и в правду успел разориться. Но служба в армии и общение с венской «золотой молодежью» помогли молодому Эриху приобрести ту самую военную выправку и аристократические манеры, которые так отразились в его кинообразах в будущем.
Американские странствия Штрогейма окончились в 1914 году, когда он обосновался в Лос-Анджелесе, устроившись за 3 доллара в день статистом на студию «Трайэнгл», которой руководил Девид Уорк Гриффит. В его легендарном фильме «Рождение нации» (1915) Штрогейм дебютировал в роли человека, убитого во время партизанского рейда. Эффектного статиста, постоянно присутствовавшего на съемочной площадке, стали замечать режиссеры, и вскоре его назначили ассистентом Джона Эмерсона, а его заработок составил уже 15 долларов в неделю.
Когда весной 1917 года Америка вступила в войну на стороне союзников, молодого австрийца с военной выправкой стали приглашать на роли прусских офицеров, что стремительно сделало его популярным. А в 1919 Штрогейм дебютировал как режиссер с фильмом «Слепые мужья», в котором сыграл роль австрийского лейтенанта, пытающегося отбить молодую жену американского врача и расплачивающегося за это собственной жизнью. Уже в первом фильме Штрогейма охватывает страсть к воспроизведению точных бытовых деталей, придающих реалистичность повествованию. Здесь же он находит и оптимальный для себя жанр мелодрамы с трагическим финалом, полным сарказма и горечи.
Следующий фильм Штрогейма «Глупые жены» (1922) становится самым дорогим проектом Голливуда того времени (Бюджет около $1.000.000). Создавая его, Штрогейм превышает первоначальный бюджет в 25 (!) раз. Здесь он выступает в роли белогвардейского эмигранта Сержа Карамзина, который, пользуясь высоким положением в обществе, сбывает фальшивые ассигнации и принимает подарки от богатых любовниц. Герой Штрогема оказывается скопищем всевозможных пороков высшего общества, таких как жажда наживы, разврат, алчность. После выхода фильма в прокат его автор обретает репутацию не только самого расточительного режиссера Голливуда, но и бескомпромиссного обличителя безнравственного общества. В некоторых штатах фильм даже запрещают к показу или демонстрируют с большими купюрами.
Но полного расцвета талант Штрогейма достигает в картине 1924 года «Алчность» - экранизации романа Фрэнка Норриса «Мак-Тиг». С тем, чтобы максимально передать атмосферу романа, студия арендовала старый дом в том самом районе Сан-Франциско, где по описанию автора жил главный герой. Во время съемок не было использовано ни одной декорации. Подготовка к съемкам заняла больше года. Все бытовые мелочи, описанные в романе, были с точностью воспроизведены на площадке. Чтобы лучше вжиться в образы, актеры по истечению съемочного дня оставались ночевать в тех же комнатах, где и снимались. Помещение освещалась всего несколькими лампами и дневным светом, проникавшим в окна. Финальная сцена фильма снималась в настоящей пустыне - Долине смерти, где по признанию режиссера группа работала при температуре 61 градус по Цельсию. Штрогейм стал пионером метода «без декораций, без студий», который впоследствии успешно освоили итальянские неореалисты и новаторы французской «Новой волны».
Откровенная история о том, как погоня за большими деньгами лишает людей человеческого облика и доводит до самого жестокого преступления, в своей первоначальной версии, смонтированной лично Штрогеймом, длилась около 9 часов. О показе столь длинного фильма в кинотеатрах не могло быть и речи. Тогда режиссер сократил его до 24 катушек (4 часа экранного времени). Но студия урезала фильм еще на 140 минут, что стало ударом прямо в сердце для Штрогейма. «За эти два года я продал дом, автомобиль, страховой полис, чтобы продолжить работу, поскольку мне не платили ни за время написания сценария, ни за время монтажа фильма, - признавался режиссер. - Я знал, что "Алчность" - шедевр, который прославит и меня и фирму, позволившую создать этот памятник реализму». В итоге в прокат «Алчность» вышла метражом 1 час, 40 минут. Но публика, не привыкшая к столь сильному натуралистичному кино, не оценила картину Штрогейма по достоинству. Лишенный рекламной компании, фильм провалился в прокате, и его автору больше не доверяли такие высокобюджетные проекты.
Штрогейм сделал еще несколько коммерческих картин, где пытался использовать отработынные приемы, но после ряда скандалов с кинозвездами и продюсерами, отошел от режиссуры. В дальнейшем он работал в кино только в качестве актера. Наиболее успешной в его актерской карьере стала символическая роль бывшего режиссера дворецкого Макса фон Майерлинга в фильме Билли Уальдера о трагедии забытых звезд киноэкрана «Бульвар Сансет».
Эрих фон Штрогейм умер в 1957 году в Париже. А его главное кинопроизведение неожиданно получило новую жизнь, спустя 40 лет после его смерти, когда компания Turner Entertainment для показа по телевидению восстановила версию фильма «Алчность» длиной более четырех часов, заменив часть утраченных сцен сохранившимися статичными фотографиями и титрами, пояснявшими содержание этих фрагментов.
| |