|
Превосходная драма о безумии и (или?) конце света.
Укрытие / Take Shelter
★★★★☆ Режиссер: Джефф Николс (Jeff Nichols) В ролях: Майкл Шеннон (Michael Shannon), Джессика Честейн (Jessica Chastain), Шей Уигэм (Shea Whigham), Кэти Бейкер (Kathy Baker)
У строителя Кертиса (Шеннон) есть дом, стабильная работа, любящая жена (Честейн) и глухая дочка, которой вот-вот сделают операцию. Но все это уходит на второй план, когда Кертису начинают сниться сны о шторме, предвещающем конец света. Не в силах решить, шизофреник он или пророк, Кертис ищет совета у профессионалов, но для верности берет заем на улучшение жилищных условий и начинает строить бункер.
Майкл Шеннон («Дорога перемен», телесериал «Подпольная империя») - актер с выражением лица, созданным для того, чтобы играть безумие, а то, что актер он при этом грандиозный, делает «Укрытие» - фильм о природе и последствиях отдельного взятого психического расстройства - обязательным к просмотру, как любой tour de force Де Ниро, Николсона или Дей-Льюиса. Конечно, примерно то же самое можно было сказать и о (в целом невыносимом) «Моем сыне...», где Шеннон сходил с ума под художественным руководством режиссера Херцога и продюсера Линча, но «Укрытие», поверьте, лучше - материал здесь актерской игре не уступает ничуть.
Материал - умная и красивая, интонационно точная и технически безупречная драма, исполненная в стилистике, к которой режиссеров меньшего таланта не стоит подпускать на расстояние пушечного выстрела: без пяти минут хоррора, где грань между реальностью, дурным сном и горячечным бредом размывается тем больше, чем чаще начинается пресловутый шторм. Все это смотрится особенно впечатляюще на фоне бытовых поступков героя, который первым делом ищет гарантий - в библиотеке, у врача, в банке, вплоть до явно бессмысленных визитов к социальному работнику (ехать к сертифицированному психоаналитику в соседний город Кертис не решается - дорог бензин).
За остатки нормальности окружающего мира отчаянно цепляется не только Кертис, но и его жена (еще одна выдающаяся - на мой вкус, лучшая из прошлогодних семи - роль Честейн), вот только мотивация у них, кажется, разная. По признанию самой актрисы, ее в сценарии Николса привлекло базовое - «love story», но если героиня Честейн потерять то, что у нее есть, не хочет, то герой Шеннона - боится, и в этом его понятном, очень мужском страхе сконцентрирована вся мощь фильма. (Единственная сцена, где действие покидает вертикаль «дом-работа», заканчивается шумной истерикой - будь таких хотя бы две, и номинация на «Оскар» была бы у Шеннона в кармане.)
Выдающаяся открытая концовка в этом смысле тоже символична. Она, в общем, немножко украдена из недавнего фильма братьев Коэн, но отличается как раз приземленностью, человечностью, проще говоря - взглядами, которыми выразительно обмениваются муж с женой. Взглядами, которые, пожалуй, куда важнее ответа на вопрос, шизофреник Кертис или пророк - с ума он сходит в любом случае, а апокалипсис все равно не надуешь.
| |