|
Писатель Владимир Войнович дал интервью «Труду-7»
- Недавно видела передачу «На ночь глядя» с вашим участием. Каково было участвовать в публичных саморазоблачениях?
- По-моему, все прошло хорошо, и в общем я доволен. Но вопросы бывают малоприятные, а куда деваться? Если даешь интервью, особенно в прямом эфире, надо быть откровенным, а не изображать из себя шпиона.
- Значит, вам удалось научиться жить «не по лжи», как это завещал Александр Солженицын , с которым у вас при жизни была серьезная полемика. Неужели таки нет белых пятен в биографии Войновича?
- Белых пятен - нет, хотя некоторые вещи о себе говорить я не обязан. Все-таки интервью - это не исповедь. Но вы можете задавать мне любые вопросы.
- Как вы воспринимаете то, что у руля управления страной практически находятся два первых лица - президент и премьер-министр? Это вам не напоминает мифического двуликого Януса?
- Да, наша власть видится мне двухголовой, а ситуация в стране - странной. Я буду вам говорить то, что думаю, а вы печатайте, что хотите. И президент, и премьер-министр мне надоели до невозможности. Включаю телевизор - там одного показывают, а следом сразу же другого, и оба с пустыми речами и пустыми глазами. Они чего-то там вещают, о ком-то якобы заботятся, кому-то собираются помочь, а кого-то - наказать. Мне просто скучно на это смотреть. Совершенно непонятно, кто из них кто и какую роль играет каждый из них. А то, что это роли, понятно даже ребенку.
- Сатирический роман или памфлет не хотите написать на тему двухголовой власти в России? Эту тему не опустил бы Салтыков-Щедрин.
- Вся наша действительность достойна сатиры, а не только нонсенс, что в стране два президента. Может, что-то и напишу.
- Можно ли сказать, что если сама жизнь как сатира, то жанр сатиры не востребован? Если, конечно, не принимать во внимание то, что Михаил Задорнов обличает недостатки по одному ТВ-каналу с утра до ночи.
- Возможно, есть молодой и талантливый писатель-сатирик, который пишет в стол, но мы о нем пока не знаем. Что касается Михаила Задорнова и Евгения Петросяна, то они эстрадники, а не сатирики. На Западе есть политические кабаре, которые пользуются и пользовались большой популярностью у цивилизованных людей. Но эти кабаре тоже не сатира. А глубокая сатира, как у Гоголя, Щедрина, Свифта, - крайне редкое явление. Может, один сатирик рождается на планете раз в тысячелетие, а может, и того реже.
- В какой момент истории рождаются гениальные сатирики?
- Для этого должны сойтись звезды, много звезд. И Гоголь, и Щедрин появились на общем фоне расцвета русской литературы, когда она была очень востребованной. А для того, чтобы к писателям прислушивались как к мыслителям, общество должно жаждать их. Пишущих людей, особенно в России, очень много, а настоящих писателей - единицы. Вообще этот процесс рождения гениального сатирика - загадочный и во многом мистический.
- Рассказывают, что у Гоголя и Салтыкова-Щедрина были ужасные характеры, что они страдали психическими заболеваниями. А у писателя Владимира Войновича вполне уживчивый нрав. Вы даже не колючий?
- А может, я кусаюсь?! Обычно писатель-сатирик - это разочарованный идеалист, который в детстве смотрел на мир сквозь розовые очки, а когда столкнулся с действительностью, она ужаснула его своими несовпадениями. И он, потрясенный до глубины души, начинает ее описывать, какой видит, и неожиданно получается сатира. Сатира редко бывает преднамеренной.
- Ваша последняя книга «Автопортрет моей жизни» - лирическая. То есть вы из сатирика превратились в мемуариста?
- Полным сатириком никогда себя не считал. Как давно написал обо мне один советский критик, «Войнович придерживается чуждой нам поэтики изображения жизни такой, какая она есть». Я всегда пытался показывать жизнь в истинном свете, а в результате выходила или сатира, или лирика.
- Видеть предметы, явления в истинном свете - это же надо таким трезвым умом обладать, не говоря уже о трезвом образе жизни.
- Сама жизнь есть сатира, и если ее описать правильно, без преувеличения или приукрашивания, то сатира и получится. Вот говорят: ваше творчество - сплошной гротеск! Да это жизнь наша - гротеск, надо только пристально посмотреть на нее.
- Это гротеск, что сегодня происходит с нашей милицией, армией?
- Нет, это не гротеск, а трагедия. Причем трагедия, которая не прекращается. Точное слово этому состоянию с законностью и правопорядком в стране - беспредел. Наша жизнь становится все более нервной, и люди сходят с ума, не выдерживая давления этой жизни.
- Как относитесь к предложению Дмитрия Медведева переименовать милицию в полицию?
- Не вижу ни в каком переименовании ни хорошего, ни плохого. Важно, что будет потом, наступят ли реальные перемены после переименования. Говорят, что всю милицию надо сменить, и я с этим согласен, правда, не знаю - где взять других? Есть предложение - набрать из военных. Может быть. Хотя почему-то не верю, что это хорошее решение. Одно знаю: надо сделать так, чтобы милиционеров было в десять раз меньше, но зарплата у них была в десять раз больше.
- Режиссер и государственник Никита Михалков утверждает, что русский человек не может работать ради денег, что одним повышением зарплаты ситуацию в частности не изменить. Мол, у нас особая психология. Это так?
- Есть люди добрые и злые, жадные и щедрые, добросовестные и халтурщики. Они были всегда и есть сейчас, в том числе и в России. Особенно в Москве люди были и раньше испорчены деньгами, и сейчас еще больше испорчены. А писатели в СССР были самые злобные, потому что умом понимали - занимают чужое место. Зато в провинции много очень добрых людей, готовых приютить, накормить даже незнакомого человека. Я думаю, что в русской провинции точно ради одних денег работать не будут, а вот что касается Москвы, то в этом далеко не уверен.
- Как писатель вы боролись за демократические идеалы. Все еще верите в торжество демократии?
- Демократия - это не цель, а способ существования общества. Россия рано или поздно придет к демократии, потому что это наиболее удобный способ организации общества, именно удобный. Общество, где нет демократии, можно сравнить с бегом в мешке. Какой бы хороший бегун ни был, но если его ноги засунуть в мешок, рекорд невозможен.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Пишу пьесу. Когда-то давно знаменитый режиссер Леонид Варпаховский, ученик и сподвижник Всеволода Мейерхольда, мне сказал, что я драматург, а не сатирик. Вот на старости лет решил проверить. Пьеса - о любви.
Наше досье
Владимир Войнович родился в 1932 году в Сталинабаде (Душанбе).
Сменил множество профессий - от пастуха до авиамеханика. Дважды безуспешно поступал в Литинститут.
Самые известные произведения - трилогия об Иване Чонкине (1969-1975, 1979, 2007), «Москва 2042» (1987).
В 1980-м был вынужден эмигрировать из СССР, жил в ФРГ и США. В 2010 году вышла его автобиография «Автопортрет. Роман моей жизни».
| |