|
Премьер Владимир Путин и глава Центробанка Сергей Игнатьев говорят о необходимости контроля за ростом кредитных ставок. Однако банки не торопятся выполнять приказ: ставки по займам неуклонно растут
Кредитные ставки российских банков в марте продолжают расти. Так, согласно статистике Центробанка, ставки по кредитам в рублях на срок до одного года (учитывались только кредиты нефинансовым организациям) без учета Сбербанка за месяц выросли на 0,5% и составили в марте 9,8%. В феврале средневзвешенная ставка по кредитам равнялась 9,3%.
Глава ЦБ недавно признал, что ставки по кредитам реальному сектору, выдаваемым банками, действительно, высокие: с лета 2011 года они повысились примерно на 1,5 процентного пункта. Как утверждает Игнатьев, причиной повышения ставок стал отток капитала из России и ухудшение ситуации с ликвидностью.
Март был непростым месяцем для финансовой системы страны, поэтому и ставки в банках не могли начать снижаться, считает аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский. По его словам, март - период сезонно высоких налоговых выплат, и это одна из основных причин сокращения ликвидности в банковском секторе. Одновременно началось и укрепление обменного курса рубля, что на фоне роста цен на нефть привело к валютным интервенциям со стороны Банка России, направленным на покупку выручки компаний - экспортеров. Все это и привело к росту стоимости фондирования российских банков в марте.
Так, на рынке межбанковского кредитования, средняя ставка MIACR (Moscow Interbank Actual Credit Rate) по однодневным кредитам выросла до 5,1% против 4,4% годовых в феврале.
При этом глава ЦБ заверил, что вслед за снижением инфляции вниз пойдут и процентные ставки. Собственно, о том же - снижении ставок по банковским кредитам - говорил на расширенной коллегии Минфина, состоявшейся на прошлой неделе, премьер Владимир Путин. «Мы не должны просто отслеживать сложившуюся ситуацию, - сказал он. - Нужно разобраться с искусственным завышением банками ставок по кредитам бизнесу, в том числе, за счет скрытых комиссий. Здесь должно быть найдено системное решение».
Глава правительства сообщил, что Минфин уже наделен полномочиями ежеквартально мониторить процентные ставки по банковским кредитам. Путин также поручил министерству ускорить внесение в правительство законопроекта «О потребительском кредите», в котором будет закреплено безусловное право гражданина знать реальную стоимость кредита. «Чтобы не возникали ситуации, когда на первой странице кредитного договора написано одно, а на деле, вместе со всякими скрытыми надбавками, накрутками, набегает совсем другая сумма», - подчеркнул премьер.
Говоря о кредитовании реального сектора экономики, Сергей Игнатьев сообщил, что в настоящее время средний уровень ставок для предприятий реального сектора составляет 9 -10%, однако он зависит от надежности компании и качества залогов. «Если надежных залогов нет, то ставка по кредиту может быть и 12 -15%», - отметил глава ЦБ.
Глава ЦБ, называя приемлемой ставку 9 - 10%, имеет в виду некого «идеального заемщика», обладающего прекрасным финансовым положением и большим объемом высоколиквидных активов, отмечает вице-президент «Спартак-банка» Павел Геннель. На деле же реальному предприятию, часто находящемуся в непростой ситуации, имеющему непрозрачную финансовую структуру и предлагающему в качестве залога свое далеко не новое оборудование и помещение, кредит и под 15% годовых получить бывает непросто.
Главное основание для пересмотра процентной ставки по любому продукту - это не мнение главы Банка России, каким бы правильным оно ни было, а цена ресурсов, которыми располагает банк, и действия конкурентов, считает глава банка ВТБ24 Михаил Задорнов.
Ставки по вкладам, между тем, снижаются. Станислав Дужинский отмечает, что средневзвешенная ставка по вкладам в рублях на срок до 1 года снизилась на 0,2% - до 7,0%. Такое снижение ставок по одному из основных источников привлечения средств, более длинных по сравнению с рынком межбанковского кредитования, является индикатором того, что банки не ожидают затяжного периода дефицита ликвидности. Это позволяет Дужинскому предположить, что после прохождения сезонных периодов высоких налоговых обязательств в марте - апреле, объем ликвидности банковского сектора снова увеличится. В этом случае можно будет ожидать снижения ставок как по кредитам, так и по депозитам.
Снижение ставок по кредитам, которое пообещал Игнатьев депутатам Госдумы, скорее всего, все же будет: так как и регулятор, и правительство явно продемонстрировали, что будут давить на банки в этом направлении, отмечает Павел Геннель. Но, вероятнее всего, повторится ситуация прошлого года, когда банки по настоянию Владимира Путина ставки снизили, но подешевевшие кредиты не выдавали, мотивируя это плохим состоянием заемщиков, предупреждает эксперт.
| |