|
Госкомстат неприятно удивил статистикой марта. Объемы промышленного производства упали более чем на 1 процент. Это уже второй неприятный показатель за последние 4 месяца. Первый раз снижение промышленности было зафиксировано в конце 2011 года
Промышленность Украины в марте не удержала минимальных темпов начала года. Зафиксирован спад объемов производства на 1,1% к марту 2011-ого. Хотя даже в январе - рост составлял 2%, а в феврале 1,6% к аналогичному периоду прошлого года.
Замедление ожидали и свои, и иностранные эксперты. Еще до появления данных Госкомстата прогнозы по украинскому ВВП уже пересмотрели несколько международных институтов. МВФ до 3%, МБ и ЕБРР до 2,5%, отечественные аналитики - до 2-2,2% Статистика за март подтвердила худшие ожидания. «Оценки разные, но все они выставлялись до публикации данных. Столь заметное падение, включая начавшееся абсолютное падение в некоторых отраслях никто из тех, кто давал оптимистичные прогнозы, не ждал», - считает экс-министр экономики Виктор Суслов.
Первый звоночек прозвучал в декабре 2011-ого, когда промышленность упала на 0,5%. До этого она активно набирала обороты в 2010 и 2011 годах. Однако именно летом 2011 года наметилась тенденция к замедлению роста промпроизводства, что и вылилось в декабре в первый после кризиса минусовой результат. Через три месяца ситуация ухудшилась. И уже вторичное падение зафиксировали вдвое больше - на 1,1% процент. И это в крупнейшем секторе нашей экономики. «Среди других секторов растет только розничный товарооборот. При этом, углубляется падение в строительстве... Сельское хозяйство дает показатель в районе 0,5%. Учитывая, что в этом году ожидается хуже урожай, зерновых в том числе, то во 2 полугодии нулевой рост может превратиться в падение. Т.е перспективы в данный конкретный момент выглядят не очень радужно», - подчеркнула экономист инвестиционной компании Елена Белан.
Отголоски позитива
Общий показатель по производству за первый квартал еще вышел положительным - 0,9%. Но год назад рост в 11 раз выше. Наиболее настораживает торможение украинских флагманов - металлургии и машиностроении. Упали даже грузоперевозки - более чем на 7%. И Кабмин, и независимые аналитики, в первую очередь, причиной нашего падения называют мировое торможение и спад на внешних рынках. И только во вторую очередь говорят об украинских проблемах. «Внутренние проблемы в украинской экономике также существуют. У нас плохой инвестиционный климат. Это не позволяет развиваться предприятиям ориентированным на внутренний спрос. Нет факторов для поддержания экономики Украина», - считает Елена Белан.
Поддержать экономику через свои инструменты, мог бы НБУ. Но он сделал ставку на низкую инфляцию и стабильный курс, ограничивая денежное предложение. Не повлиять на экономику и производство это не могло. А когда промышленность уже упала, т. е запускаются необратимые процессы, для обратного стимулирования простых рецептов не хватит. «Это результат жесткой монетарной политики и ограничения кредитования. Одновременно, такая политика должна была привести к падению объемов производства. Не зря, согласно взглядов западных экономистов, падение производства и рецессия хуже, чем инфляция. Украина пережала жесткостью со своими не вполне обоснованными попытками удерживать курс. Можно было чуть и девальвировать. О необходимости перехода к более гибким методам валютного курса, говорил МВФ и другие международные организации. Мы не послушали. Вступили в стадию падения производства. Да, инфляция низкая. Но за падением производства пойдет падение доходов бюджета. Это вызовет напряжение в Кабмине. Будут усиливаться меры по детенизации т.е по усилению налогового давления. Это будет создавать проблемы для инвесторов и произвосдства. Сейчас можно говорить о начале второй волны кризиса, если быстро не среагировать», - подчеркнул Виктор Суслов.
«После выборов стагнирующая украинская промышленность выдвинет перед Кабмином простой вопрос. А что делать с курсом? Потому что страдает, в основном, все что завязано на экспорт. И стабильный курс оказывает явственное негативное воздействие на экономику», - считает эксперт финансового рынка Эрик Найман.
Открыто в Нацбанке ошибок не признают. Но риторику немного изменили. Считают что поддержать рост можно через внутреннее потребление. Поэтому готовы адекватно увеличить предложение денег через все каналы - валютный, работы с ценными бумагами, дальнейшее снижение процентных ставок. Также еще существует надежда на мировое оживление в третьем квартале. «Бюджетный ориентир по росту экономики все еще достижим. Сейчас надо дать тем факторам, которые тянут экономику, а это внутренний потребительский инвестиционный спрос, дополнительные монетарные стероиды. Но сделать это так, чтобы сберечь ценовую и курсовую стабильность», - отмечает руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий. «Несмотря на внешние риски, год удастся закончить неплохо. Стабилизация в мире начнется в 3 квартале. А в 4 квартале, с определенным лагом, это отразится на нас», - предполагает исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Последние надежды
Пока стимулом для экономики являются государственные расходы. В частности, на Евро 2012. Именно чемпионат, и деньги, которые придут от болельщиков - один из двух козырей текущего года.
«Прийдет денежный поток, который послужит не просто кредитным ресурсом или ресурсом для фондирования экономики. Это не кредиты. Это приток, который возвращать не надо. Эта сумма денежного потока выступит катализатором экономическим роста», - считает заместитель директор рейтингового агентства Виталий Шапран.
Расчеты денежного потока разные - от 300 миллионов долларов до полутора миллиардов долларов. Чемпионат может изменить тенденции по курсу, а также по инфляции. Во-первых, под Евро 2012 продавцы повысят цены. Во - вторых, если максимальные ожидания на заведение валюты оправдаются, рынок может столкнуться даже с нехваткой гривны. И это может привести к эмиссии. «Думаю, в таком случае НБУ будет выгоднее подумать над тем, чтобы включить станок, увеличить М0 временно, для того, чтобы обслуживать этот процесс. И не идти на ревальвацию, потому что если поток будет выше прогнозируемого, то найдутся политики, которые будут на ревальвации настаивать, так как дешевеют товары народного потребления и импорт. Но это опасная тенденция, потому что макропоказатели далеко не все положительные. У нас платежный баланс не до конца выровнялся, не решен газовый вопрос. Поэтому на ревальвацию идти нельзя. К тому же, мы не знаем эффект октябрьских выборов. А на выборах ситуация накаляется. Чем жестче власть противостоит с оппозицией, тем выше вероятность, что внешние силы запада и востока захотят профинансировать выборы. Собственно, тем они и интересны. А это тоже денежные потоки извне», - утверждает Виталий Шапран.
«Я более оптимистичен по деньгам на выборы. Я оценивают заход денег на выборы на уровне 2 млрд долларов. И это будет гораздо более экономически значимый фактор для украинского ВВП чем Евро-2012», - добавил Эрик Найман.
Именно непонимание окончательных цифр различных финансовых вливаний, не позволяет наиболее осторожным аналитикам давать прогноз по экономике. Пока ясно одно - в 2012 рост точно будет положительный. Пусть и небольшой. Больше вопросов к 2013-ом году. Там финансовых вливаний, таких, как государственные расходы под чемпионат - не предусматриваются. И надо искать новые стимулы для роста экономики. На внутреннем рынке.
| |