|
На «Платформе» Кирилла Серебренникова прошли показы проекта «Метаморфозы» Давида Бобе - спектакля по мотивам текста Овидия, который российский и французский режиссеры делают со студентами «Седьмой студии» МХТ.
На заваленной мусором сцене - три ржавых остова советских автомобилей, огромный вентилятор-ветродуй, вместо задника - затянутая экраном решетка. Персонажи Овидия выползают из кузовов машин, будто тараканы, несмело представляются именами греческих богов и героев. Правда, небожителей они напоминают мало - скорее уж робкую стайку абитуриентов театральной школы, толпящихся во дворе. Незнакомо звучит и текст - вместо гекзаметров Шервинского драматург Валерий Печейкин переписал Овидия прозой. Местами весьма радикально и остроумно - так, оплакивая Эвридику, Орфей испытывает самые сильные мучения в связи с тем, что у ушедшей в царство мертвых остались страницы в социальных сетях, где, к его ужасу, ее до сих пор можно поздравить с днем рождения. Стайка сирен обсуждает, кто из персонажей греческой мифологии был геем - если бы не белые туники, по разговору их можно было бы принять за компанию современных старшеклассниц. Нарцисс, чтобы рассказать о себе, собирает вокруг компанию - и излагает миф, заикаясь и бормоча - как подростки в школе пересказывают друг другу фильмы. Царь Мидас, рассказывая о своем наказании за жадность, вместо золота покрывает себя черной жидкостью, в которой угадывается нефть. «Метафорфозы» на «Платформе» Кирилл Серебренников поставил вместе с Давидом Бобе - тридцатитрехлетним французским режиссером, смело и талантливо смешивающим все на свете: драматический театр, цирковую акробатику, танец, визуальный и физический театр, декламацию. На фестиваль NET два года назад привозили его спектакль «Каннибалы»,а с актерами «Седьмой студии», состоящей из студентов курса Серебренникова в МХТ, Бобе уже работал над спектаклем «Феи». Правда, там над изначальным текстом трудился его постоянный соавтор Ронан Шено, здесь же он доверился русскому драматургу. Впрочем, без опаски - ведь, так или иначе, итоговый текст у него все равно рождается прямо на репетициях, причем его со-творцами вместе с актерами становятся и режиссеры, и видеохудожники, и балетмейстеры, и даже переводчик. Собственно, никакого итогового текста нет - Кирилл Серебренников перед каждым показом предуведомляет, что зритель увидит «импровизацию на тему "Метаморфоз", и что перед нами рабочий эскиз - премьера финальной версии спектакля состоится в октябре. Причем уже второй эскиз - первый был показан студийцами осенью, и в него вошли лишь любовные линии; в нынешний включили и батальные сцены. "Платформу" можно было бы обвинить в спекуляции - ведь зрителя зовут на work-in-progress, продавая билеты на вроде не готовую еще работу. Но безоговорочной индульгенцией здесь служит название проекта - вдруг понимаешь, что метаморфозы замысла в процессе, возможность наблюдать за превращением формы и есть один из главных сюжетов проекта; вместо того, чтобы представлять высеченный в скрижалях и статичный результат, Бобе в данном случае делает предметом театра сам процесс. Номера местами сшиты на суровую нитку, но крепко и ладно, как и художественные техники - что недосказала пантомима, закончит видеоарт, где не хватило слов, поможет звуковой эффект, хореография или завораживающая музыка Silver Mt Zion. Актеры виснут на решетках задника с обеих сторон, дополняя своими тенями игру персонажей на сцене, ловко скатываются с крыш рыдванов на капот или резко останавливаются как вкопаные. Представление построено не единым блоком, а как цепь мифов-номеров - тем не менее, они сплетаются между собой настолько ладно, что за их сменой следишь два часа не отрываясь. Впрочем, представление ни на минуту не забывает, что оно эскиз - в последней трети у режиссеров и их труппы, кажется, кончились мизансцены, и они просто рассадили актеров на крыши кузовов. Однако это выглядит не недоделкой, а жестом доверия и беззащитной открытости - мы еще не сделали, но делаем: придете осенью, будет уже готово. И от этого ошибка актера, небольшая сбивка по тексту зачастую становится более интересным театральным моментом, чем явно поставленная и срежиссированная мизансцена. Но подкупают "Метаморфозы", конечно, не только этим юношеским румянцем. "Будем честны - мало кто из нас специально и с упоением читал труд Овидия, если не занимался классической филологией", - сказал во вступительном слове Серебренников. Ему и Бобе удалось снять великий литературный источник с пыльной полки, заставить самую махровую классику звучать и выглядеть, как заветное, захватывающее кино - которое смотришь не морща лоб от игры контекстов и цитат, а с подростковым нетерпеливым ерзанием на стуле. Уже сейчас можно сказать, что "Метаморфозы" для "Платформы" и ее основателя станут исполнением обещаний - открывая эту площадку на "Винзаводе", Серебренников обещал посвятить ее, во-первых, молодому искусству, во-вторых, существующему на стыке жанров и техник. Уступив место главного в этом проекте французскому коллеге, Серебренников оказал своим студийцам услугу даже более невероятную, чем недавняя "Золотая маска" за их "Отморозков" (награда впервые в своей истории была вручена учебному театру). Если в спектакле по прозе Прилепина они заявляли себя как новое явление русской сцены, то благодаря смелой режиссуре Бобе они превратились в настоящую европейскую молодую труппу, у которой ноги и мозги работают одинаково хорошо; столкнись зритель с ними на Авиньонском фестивале, не отличил бы от немцев или французов.
Автор: Алексей Крижевский
| |