|
Рынок страхования показывает слабые темпы восстановления — в I полугодии рост валовых премий составил всего 1,3%. При этом 18-процентный рост поступлений от «автогражданки» не смог компенсировать падение рынка КАСКО, который потерял 9% из-за снижения автопродаж. Увеличение страховых платежей будет зависеть от активности банковского кредитования и общего роста платежеспособности клиентов, говорят страховщики.
Заместитель главы Госфинуслуг Ирина Говорун во вторник вечером сообщила, что в I полугодии страховые компании собрали 5,58 млрд грн чистых премий, что на 11,5% меньше прошлогоднего значения. По этому показателю рынок откатился к уровню 2007 года, когда в первые шесть месяцев было собрано 5,3 млрд грн. В то же время валовые премии в текущем году выросли на 1,3%, до 9,63 млрд грн. Один из страховых брокеров связывает уменьшение чистых премий с увеличением объема перестрахования с 3,2 млрд грн до 4 млрд грн, которое произошло из-за попыток предприятий уменьшить базу налогообложения с помощью расходов на страхование рисков.
Негативное влияние на динамику рынка оказало и падение продаж полисов КАСКО, которые составляют 40% всех платежей физических лиц. В январе-июне страховщики собрали в этом сегменте 1,66 млрд грн - на 8,9% меньше, чем за отчетный период 2009 года. «Ожидались рост продаж новых автомобилей и возобновление автокредитования, но этого не произошло»,-- объяснил падение рынка вице-президент группы АХА в Украине Андрей Перетяжко. По данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в январе-июне падение продаж новых автомобилей составило 18,4%, по итогам января-августа темпы падения сократились до 12,6% (см. Ъ от 9 июля и 10 сентября).
Господин Перетяжко также уверен, что снижение поступлений от страхования движимого имущества вызвано увеличением доли проблемных заемщиков банков, которые не могут оплатить страховку, и общим уменьшением затрат на КАСКО со стороны корпоративного сектора. «Количество автомобилей не увеличивается, а цена существующих ежегодно падает на 10%. Комиссионные одинаковые, но платежи стали меньше»,-- говорит директор департамента по автомобильному страхованию брокера BritMark Андрей Косинков. По его словам, лишь 20% заемщиков, которые погасили кредиты, продолжают покупать полисы КАСКО. Противоположная динамика отмечена в сегменте обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) автовладельцев - рост на 17,9%, до 768,9 млн грн. «Люди массово осознают, что ОСГПО - это необходимость, а не только корешок для милиции»,-- отмечает господин Косинков.
Страховщики ожидают сохранения этих двух тенденций: рост в сегменте ОСГПО и падение - по КАСКО. Директор брокера «Дедал» Ибрагим Габидулин считает, что увеличение сбора премий по «автогражданке» будет вызвано повышением стоимости полисов с сентября в среднем на 30%. «В целом в автостраховании будет падение, поскольку банки не восстанавливают автокредитование»,-- говорит он. Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко полагает, что на уровень докризисных продаж автомобилей Украина выйдет лишь через пять лет. А председатель правления СГ ТАС Дмитрий Грицута ожидает активизации работы компаний в других сегментах: «В КАСКО новых автомобилей очень мало, и смена лидерства компаний происходит из-за перехода клиентов между компаниями».
Общие перспективы рынка сдержанные. Генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова подчеркивает, что их ассоциация ожидает роста классического рынка в текущем году всего на 0,4%. А председатель наблюдательного совета НАСК «Оранта» Олег Спилка рассчитывает на позитивную динамику во II полугодии и годовой рост страхового рынка на 5-7%.
Николай Максимчук
| |