|
Монорельсовая дорога, на сооружение которой в Москве с многочисленными скандалами потратили более 6 миллиардов рублей, оказалась неудачным, убыточным проектом. Об этом говорили на заседании круглого стола, посвященного развитию дорожно-транспортной инфраструктуры столицы. Что теперь собираются делать с монорельсом?
На промежуточной станции московского монорельса - «Улица Королева» - до кассира Пузиной надо еще достучаться. Пассажиры окошечки касс, мягко говоря, не штурмуют. Видимость пассажиропотока - только на конечной.
Главный козырь монорельса - способность пересекать линии Октябрьской железной дороги - в этом районе больше никакой транспорт побить не может. Но расчет строился на экскурсантов - так в свое время провозглашалось. Даже цена была экскурсионная - 50 рублей. Потом сделали 28. «Многим нравится, особенно, говорят, если на правую сторону садиться, - отмечает кассир. - На левую если - чего там смотреть-то?»
Смотреть, действительно, местами совершенно не на что - сплошные гаражи и промзоны, хотя даже традиционное «не прислоняться» написали по-английски. Согласно официальным данным, строительство обошлось городу более чем в 6 миллиардов рублей - в ценах 2005 года. Если эту сумму поделить на количество опор (а всего их - 167), получится больше чем миллион долларов за пролет. Конечно, это очень грубый подсчет, но очевидно: аттракцион и был, и остается крайне дорогостоящим, и в расчете на километр пути стоит даже дороже чем Бутовская линия легкого метро.
Оппоненты прошлой городской администрации не раз озвучивали пугающие цифры: каждый пассажир обходится бюджету чуть ли не в 2000 долларов, а стоимость билета должна бы быть хотя бы рублей 200, а лучше 500. Но кто же захочет за такие деньги кататься? В Департаменте общественного транспорта все более настойчиво звучит мысль - «хватит».
Первый заместитель руководителя этой структуры Евгений Михайлов, находясь в Ганновере, заявил: «Линия монорельса спроектирована достаточно неудачно. Исходя из этого, мы предполагаем, что она будет закрыта и демонтирована».
«На сегодняшний день судьба монорельса в Москве не определена, - говорит руководитель пресс-службы департамента транспорта Жанна Терехова. - Правительство Москвы, действительно, думает над тем, как эффективнее использовать этот участок дороги, и я думаю, что в ближайшее время, до 1 июня, правительство Москвы, департамент транспорта, определится с дальнейшей судьбой монорельсовой дороги».
Как только не называли это сооружение журналисты - и «воздушный самокат», и «небесный тихоход», ведь даже на прямом участке поезд будущего едет медленнее, чем традиционный трамвай. Специалисты единодушны: проекту не повезло с рождения.
«Не было сделано расчетных обоснований, не был определен поток ожидаемый, по принципу - "построим и посмотрим, как получилось", - отмечает ведущий научный сотрудник центрального института городского строительства Александр Стрельников. - Даже богатые страны себе такого не позволяют».
«Можно даже рассматривать вариант ее переноса в другое место, потому что основную стоимость составляет стоимость подвижного состава эстакад, которые могут быть переставлены в другое более рациональное место, - рассуждает доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ Сергей Зеге. - Насколько я знаю, была альтернатива строить его в Солнцеве - там он был бы всеми любим».
А пока ОАО «Московские монорельсовые дороги» демонстрирует завидные успехи в бизнесе - по крайней мере, в ежегодном отчете за 2010 год - выручка по сравнению с 2009 годом возросла на 300%. Но ведь основные средства, на которые существует это футуристическое великолепие, - прямые дотации московского метрополитена, чуть ли не миллиард ежегодно. В руководстве подземки не раз намекали, что таким приобретением на своем балансе счастливы безмерно, так что слов нет.
| |