|
Перед саммитом НАТО все сильнее звучат разговоры о желании Польши перевести военную базу альянса из Литвы в Эстонию. Кризис в отношениях между Литвой и Польшей, называемый самым серьезным за последние 10 лет, набирает обороты. Одна из причин конфликта - реформа литовских школ с польским языком обучения. Министр иностранных дел Урмас Паэт считает, что вмешиваться в противостояние двух стран нет необходимости, и разногласия в ближайшем будущем будут сняты, передает «Актуальная камера».
Сегодня на военном аэродроме в предместье Шяуляя в 140 км от Риги приземлились два истребителя польских ВВС - началась миссия Польши по охране воздушного пространства Балтийских стран.
Уже через пару лет польские МиГи могут садиться совсем в другом месте, не к югу, а к северу от латвийской столицы - на эстонском военном аэродроме Эмари - такие разговоры, якобы, ведут польские дипломаты в кулуарах, и перед майским саммитом НАТО они все усиливаются.
Самый серьезный конфликт в истории Польши и Литвы за последние 10 лет - это уже далеко не дело двух государств, а всего альянса и Евросоюза.
Президент Литвы демонстративно отказалась от поездки в Варшаву на прошлой неделе на встречу лидеров Балтийских стран и Польши.
По словам литовских политологов, до того момента Даля Грибаускайте оставалась едва ли не единственной связующей нитью между Польшей и Литвой.
Противостояние зреет уже в течение года. В Вильнюсе среди причин называют как деятельность местных политиков, защищающих интересы польской общины, так и некоторые решения правительства. В том числе и школьную реформу в школах с польским языком обучения.
«Не вовремя были сделаны некоторые решения, скажем, насчет нового закона об увеличения уроков на литовском языке в польских школах. Думаю, из-за совпадения факторов вся напряженность уже достигла больших высот», - сказал литовский политолог Томас Янелюнас.
В ходе своего визита в Литву в феврале масла в огонь школьной реформы подлил и президент Польши, который пообещал тогда польской общине всяческую поддержку.
«Нет меньшинств в мире, которые смогли бы выжить без нормальной системы образования. Это очевидно, мы все это понимаем. Вопрос образования - ключевой для существования Польской общины», - заявил президент Польши Бронислав Коморовски.
Еще одно яблоко раздора - так называемая карта поляка, ее своим соотечественникам Польша начала выдавать с 2008 года.
В парламенте Литвы даже попытались протолкнуть законопроект, осложняющий жизнь обладателям документа.
Всего на территории Литвы проживает около7 процентов поляков. Пусть и не грозная, но внушительная сила перед грядущими парламентскими выборами, которые пройдут в октябре.
Именно после них конфликт между Литвой и Польшей может сойти на нет, дал понять министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт, который оперирует термином «обозримое будущее». По словам министра, вмешиваться в конфликт извне нет необходимости.
«Я в этом плане все-таки оптимист. Я не считаю, что ЕС или НАТО или другие члены этих организаций должны вмешиваться в эти вопросы. Я вполне уверен, что в ближайшее время Литва и Польша смогут найти приемлемое решение всех своих проблем, которые в настоящее время имеют место», - сказал Паэт.
Паэт также старательно обходил тему аэродрома Эмари в контексте польско-литовского противостояния. По его словам, реконструкция летного поля стартовала еще в 2008 году, и уже тогда было понятно, что аэродром подходит для базы самолетов НАТО, охраняющих балтийское воздушное пространство.
| |