|
Аэрокосмическая съемка может встать на борьбу с коррупцией, так считает глава Счетной палаты России Сергей Степашин. По его мнению, мировая практика налоговых органов — использовать в своей работе результаты космических съемок — позволяет контролировать покупки чиновников.
Впрочем, такое использование фотографий с орбиты Земли - лишь один аспект. Большие возможности аэрокосмической съемки изучил обозреватель «Вести ФМ» Григорий Шабанов.
Фотографии из космоса против неуплаты налогов - идея Сергея Степашина основана на зарубежном опыте. В 2007 году подобный эксперимент провела Аргентина, после чего еще несколько государств взяли на вооружение аэрокосмические методы выявления нечистоплотных налогоплательщиков. Впрочем, возможности спутниковой фотографии этим не ограничиваются. Где ещё ее можно применить, рассказал директор Поволжского центра космической геоинформатики Андрей Чернов.
«Начнем с сельского хозяйства. По космическим снимкам, например, можно определить, сколько хлорофилла в растениях, как оно развивается. Отсюда можно спрогнозировать урожайность, определить, что за тип посевов. Это очень важно для тех, кто субсидирует сельское хозяйство, например, если производитель говорит, что земля обрабатывается, а она не обрабатывается», - перечисляет Чернов.
Минувшее лето показало, что аэрокосмическую фотосъемку можно эффективно применять для мониторинга масштабных природных бедствий, продолжает Андрей Чернов.
«В природопользовании используется для обнаружения пожаров. Например, когда горели леса, было два-три сайта, где в режиме реального времени показывались фотографии территории, где есть лесные пожары», - рассказывает Чернов.
Наряду с государственными службами, фотографиями со спутников активно пользуются и коммерческие организации. Специализированные фирмы на заказ готовят целые портфолио различных масштабов и детализации. Вот что ответили в одной из таких фирм на вопрос, сколько стоит отснять гектар подмосковной земли в хорошем разрешении.
«Если это детальная съемка и фотографии есть в архиве, то это приблизительно 12 - 15 долларов за квадратный километр. Плюс 18% НДС. После оплаты, исполнение где-то в течение недели», - пояснили сотрудники.
Как правило, архивные фотографии, то есть уже готовые, стоят в два раза дешевле, чем те, которые только предстоит отснять. Их срок исполнения обычно начинается от двух недель - это примерное время, которое требуется спутнику для полного оборота вокруг Земли. При этом нужная поверхность в момент фотографирования может быть затянута облаками, тогда цикл придется повторить.
Большинство фирм, которые предлагают подобные услуги, пользуются иностранными спутниками. И как исполнителей их не пугает возможное нахождение на территории стратегических или засекреченных объектов. Детализация, доступная коммерческим фирмам, без привязки к местности, никакой угрозы национальной безопасности не несет, поясняет редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов.
«Если говорить об общедоступных снимках, то детализация порядка 40 сантиметров. Вы будите видеть домики, дорожки к домикам, но вряд ли сильно больше», - отмечает Лисов.
Кроме того, законодательная коллизия такова, что проще и удобнее пользоваться именно иностранной аппаратурой, нежели отечественной, продолжает Игорь Лисов.
«Если вы пытаетесь использовать российский спутник, то там очень сложная процедура заказа снимков, причем на это потребуется много времени. Кроме того, у нас законодательные ограничения - 2 метра. То есть лучше двух метров с российского спутника вам не дадут заказать», - подытожил эксперт.
Еще с советских времен разрешение больше двух метров считалось секретным. И не важно, что на снимке - военная база или чистое поле. При этом американское или европейское законодательство в этом вопросе основываются не на том, с каким разрешением снимаешь, а что является объектом съемки. К такому принципу постепенно переходят и у нас, продолжает директор Поволжского центра космической геоинформатики Андрей Чернов.
«В настоящее время как раз идет переход от сплошного засекречивания к объектному. Но вот как такого списка именно засекреченных объектов у нас нет, тем не менее, по Самарской области есть два объекта, съемка которых является секретной, мы их знаем», - рассказывает Чернов. Кстати, с 2009 года Поволжский центр космической геоинформатики прозвали «космической милицией». По их фотографиям, сделанным с орбиты, правоохранительные органы следят за незаконными постройками в водоохранных зонах. Станут ли центр называть «космической налоговой», как предлагает глава Счетной палаты России Сергей Степашин, покажет самое ближайшее будущее.
| |