|
Новый президент Союза московских архитекторов рассказал «МК» о своих ближайших планах.
У Союза московских архитекторов - новый президент. Им стал главный архитектор Метрогипротранса Николай Шумаков. Чем он намерен заняться на этот посту в первую очередь, что видит на месте снесенной гостиницы «Россия», справится ли станции метро «Спартак» с наплывом болельщиков- и каковы перспективы «воздушного» ЗАГСа - выяснял «МК».
- Николай Иванович, вы набрали 85% голосов - внушительная победа. Наши поздравления!
- Скажу честно: победы я не ожидал. Но теперь должен оправдывать доверие коллег. Сейчас для меня главное - войти в контакт с властью, с правительством Москвы. Первые шаги я уже сделал - был разговор с замом мэра города Маратом Хуснуллиным. Может быть, договоримся о создании комиссии для взаимодействия архитектурного сообщества и стройкомплекса. Помимо этого необходимо создать мощную информационную сеть, чтобы постоянно рассказывать москвичам об архитектуре и архитекторах. Я считаю, что нужно проводить открытые конкурсы на все крупные проекты, чтобы люди были в курсе происходящего.
Летом мы вступаем во Всемирную торговую организацию. А это значит, что мы открываем границы не только для товаров, но и для рабочей силы, - таковы правила ВТО. Боюсь, что через два года во все отрасли хлынут непрофессионалы, в том числе и в архитектуру. Есть мысль защитить наш цех так называемой архитектурной палатой, которую мы сделаем при Союзе московских архитекторов. Это не наше изобретение - Архитектурная палата существует во многих странах мира. Она аттестует специалистов, желающих работать на рынке, а без аттестации работать запрещено. У нас и так архитектура в плачевном состоянии, а если еще придут низкоквалифицированные люди, боюсь представить, что станется с Москвой.
- Что, на ваш взгляд, должно быть на месте гостиницы «Россия»?
- Скорее всего что-то близкое по духу к Зарядью. Там же была структура улиц, домики, общественные сооружения, жилье, часть Китайгородской стены. Организация парка на этом месте - тоже неплохая идея, потому что зеленых зон в Москве категорически не хватает.
- В ближайшее время должны быть подведены итоги еще одного конкурса - на оформление станции «Спартак». Ваш институт участвовал в разработке проекта?
- Удивительно, но я как главный архитектор головной организации по проектированию станций и линий московского метро даже не знал о том, что был объявлен конкурс. Тем более странно, что мы эту станцию проектировали - когда она еще планировалась как «Волоколамская». В 1970-е годы московские власти сначала собирались застраивать Тушинское поле жильем, потом решили не застраивать - и от станции отказались, законсервировали. Теперь вернулись к проекту в связи со строительством одноименного стадиона.
- Не повторится ли на "Спартаке" ситуация, которую можно наблюдать на "Спортивной": при проведении крупных мероприятий выход к "Лужникам" закрывается, а болельщиков выводят через второй вестибюль и соседние станции?
- Самое сложное в проекте станции «Спартак» - не столько оформление, сколько ее "посадка" на местности. И с этой точки зрения она расположена неудачно. Понятно, что потоки болельщиков должны рассредоточиться. Если хлынет толпа, метрополитен захлебнется. Он захлебнется уже на подходах, не говоря о том, что будет твориться на платформах. Линия старая, количество поездов не увеличишь. Платформу не расширишь. Тем не менее станция нужна. И жилой массив рядом, и на тренировки спортсменам нужно ездить.
- "Спартак" располагается на действующей Таганско-Краснопресненской линии. Не будет ли у метростроевцев сложностей при сооружении?
- "Спартак" - единственная станция московского метро, уже заложенная в конструкциях. «Коробка» есть, необходимо лишь установить инженерию и красиво оформить. Поэтому технических сложностей - никаких. Нормальная метростроевская работа. Сложности были бы, если приходилось бы возводить станцию с нуля - как, например, в свое время строили «Горьковскую» (ныне - «Тверская») на действующей Замоскворецкой линии. Сооружали ее без остановки движения поездов. Над тоннелями надстраивали сложнейшую конструкцию, потом, когда станцию построили, ранее построенные боковые тоннели разбирали. Пассажиры каждый день подвергались риску. Молились и строители, и проектировщики. С тех пор мы подобные смертельные трюки не делаем.
- А как же будет строиться станция «Суворовская» - ведь она тоже расположена на действующей Кольцевой линии?
- "Суворовскую" будут строить по совершенно другой, безопасной для пассажиров технологии. Строители соорудят тоннели-дублеры, на которые перепустят поезда. После этого на месте старых тоннелей специалисты начнут возводить станционную конструкцию. И только после окончания этих работ поезда снова поедут по старым путям. А дублеры придется разобрать, потому что конструкция без эксплуатации стоять не может, она рухнет в конце концов. Это тяжелейшее, сложнейшее мероприятие. Его стоимость сопоставима со стоимостью целой линии, я не преувеличиваю.
- Откроется ли Дворец бракосочетания на Живописном мосту к Дню города?
- Я очень на это надеюсь. Заказчик уже оплатил лифты для Дворца бракосочетания. Они изготавливаются за месяц, плюс два месяца требуется на монтаж. Поэтому к середине августа лифты должны пройти госприемку. А закончить отделочные работы в наземном трехэтажном павильоне и в "тарелке" под куполом арки моста можно за месяц.
| |