|
Мировые лидеры прямых продаж интересуются российским рынком — на нем соединились две тенденции: спрос на качественный товар, как на Западе, и рост покупок, как в Юго-Восточной Азии. Кроме того, резко увеличилось число занятых — эксперты говорят, что это следствие кризиса. Многие люди решили попробовать свои силы в частном бизнесе. Продолжает тему экономический обозреватель радио «Вести ФМ» Сергей Артемов.
Артемов: Кризис сказался и на отрасли прямых продаж - размеры заказов уменьшились, но резко возросло число желающих стать продавцами - безработица направила людей в компании, которые не используют оптово-розничные сети для сбыта своей продукции. Так что баланс был соблюден, и отрасль в финансовом выражении, даже с учетом инфляции , потерь не понесла, отмечает президент Ассоциации прямых продаж России Тамара Шокарева.
Шокарева: Скажем, за прошлый год обороты у нас выросли на 12%, а в рублях - на 15%.
Артемов: О росте говорят и представители отдельных брендов. Вот оценка члена Совета директоров компании «Амвэй-Россия» Алексея Петренко .
Петренко: Если мы посмотрим на динамику последних трех лет, когда бизнес рос буквально в пять раз, то теперь рынок стабилизировался, и у нас, к счастью, есть прирост около 6%. В сравнении с другими рынками, где работает «Амвэй», еще выше динамика прироста в Юго-Восточной Азии, а вот в Европе и Америке около ноля.
Артемов: К слову, за последние десять лет в целом количество работников этой индустрии в России выросло в 10 раз - до 4 миллионов человек. Годовой оборот за то же время увеличился с 325 млн долларов до 3 миллиардов. Для сравнения, в США за эти же годы рост бизнеса составляет 2-3%. Впрочем, в Америке этим бизнесом занимаются 15 миллионов человек, и их оборот - свыше 30 миллиардов долларов. Тамара Шокарева далее выделяет самые динамичные сегменты продаж без посредников в нашей стране:
Шокарева: Самое быстрорастущее направление - товары для здорового образа жизни, на 54%, хотя доля их незначительна в общем обороте. Сильно увеличились аксессуары и одежда. В целом оборот увеличился где-то на 20% за год.
Артемов: По-прежнему 70% продаваемых товаров - это косметика и парфюмерия. Западного производства, особо отмечает Тамара Шокарева.
Шокарева: У нас в ассоциацию входит 16 компаний, но китайские товары никто не продает. Импорт идет из Европы и Америки, ну и российские компании - нам приятно, что есть в России производители, которые достойно себя представляют на рынке.
Артемов: Поставщики не повышали цены на свои товары в этом году. Как говорят представители компаний, сбор сверхприбылей на восстанавливающемся рынке ничем хорошим не обернется, заключает Алексей Петренко.
Петренко: Большинство крупных компаний с интересом смотрят на динамику России, мы надеемся, что положительная динамика сохранится и более порадует, чем к концу года.
Артемов: Согласно прошлогоднему исследованию компании «Башкирова и партнеры», cреди преимуществ прямых продаж покупатели называли удобство доставки и экономию времени. Вместе с тем, те же опрошенные часто выделяли назойливость продавцов, отсутствие гарантии качества и нужного товара. Кстати, 71% процент покупателей - женщины. Они чаще тратят нервы на выяснение отношений с продавцами. По мнению самих менеджеров компаний, негативные мнения об индустрии прямых продаж должно исправить введение кодекса поведения и справедливого партнерства участников рынка - как между собой, так и в отношении покупателей.
| |