|
Моряки везли терракотовые трубки, которые использовались для компенсации давления свода. В Северной Африке такие трубки стоили четверть того, что за них давали в Риме.
В III веке у берегов современного морского курорта Марауза-Лидо близ Трапани (Сицилия) затонул большой по тем временам торговый корабль. Полгода назад его подняли с семиметровой глубины, изучили и обнаружили - что бы вы думали? - контрабанду!
Официальный груз состоял из сосудов различных размеров, в которых некогда находились грецкие орехи, инжир, оливки, масло и рыбный соус. Вместе с ними моряки везли из Северной Африки в Рим странные керамические изделия. «Это небольшие терракотовые трубки с одним заострённым концом, - рассказывает местный чиновник Себастьяно Туза. - Если их положить одну на другую, они образовывали нечто вроде змейки. Cтроители пользовались ими, дабы уменьшить давление свода».
В Северной Африке такие трубки стоили четверть того, что за них давали в Риме. Г-н Туза отмечает, что на такую контрабанду власти смотрели сквозь пальцы. Она позволяла морякам, получавшим мизерное жалованье, хоть как-то свести концы с концами.
Фрэнк Сиэр из Мельбурнского университета (Австралия) поясняет, что своды с рядами керамических трубок были наиболее распространены в Северной Африке около II в. Трубки активно импортировались в Сицилию, они обнаружены во многих местах - Сиракузах, Катании, Марсале, Мотии. Хороший пример - бани позднеримской виллы Дель-Казале.
Вся керамика - и контрабандный груз, и сосуды, и чаши, из которых ели моряки, - прекрасно сохранилась. Судно было полностью покрыто толстым слоем ила и морской травой, благодаря чему деревянная конструкция пострадала очень мало - извлечено около семисот фрагментов, причём борта почти целы. «После реставрации, на которую уйдёт года два, это будет самый полный римский корабль из когда-либо найденных», - пообещал г-н Туза.
Исследователи пришли к выводу, что корабль длиной около 16 м и шириной около пяти разбился при попытке войти в устье реки Бирджи.
Результаты исследования будут опубликованы Морским музеем города Чезенатико отдельным изданием, а также представлены на Национальной конференции по вопросам подводной археологии и военно-морской истории.
Подготовлено по материалам Discovery News.
| |