|
Комиссия по выборам президента Египта, как ожидается, объявит сегодня окончательный список кандидатов, претендующих на высший государственный пост.
После того как в середине апреля с предвыборной гонки под различными предлогами было снято десять кандидатов, предвыборная интрига, а вместе ней и ситуация в стране обострились.
Так, права участвовать в нынешней кампании были лишены экс-глава общей разведки Египта Омар Сулейман и ставленник исламского движения «Братья-мусульмане» Хайрат аш-Шатыр. Именно они рассматривались как наиболее вероятные претенденты на пост главы государства.
Еще один влиятельный кандидат - представитель салафитов - не был допущен к выборам, поскольку его давно умершая мать имела до кончины двойное - египетское и американское гражданство. В лидеры президентской гонки выходит бывший генеральный секретарь Лиги арабских государств Амр Муса.
Однако позиции претендентов еще могут поменяться. Высшая комиссия по президентским выборам Египта разрешила последнему премьер-министру эпохи Мубарака Ахмеду Шафику продолжить борьбу за высший государственный пост. Это решение было принято в связи с поданной Шафиком апелляцией, на запрет участвовать в избирательной кампании, поскольку Высший военный совет страны законодательно отверг право баллотироваться на выборах всем лицам, которые в последние десять лет до падения Хосни Мубарака занимали высшие посты в государстве и в бывшей правящей Национально-демократической партии.
Примечательно, что так называемый «закон о политических правах», больше известный под названием «закон о политической изоляции», был одобрен 12 апреля депутатами Народного собрания (нижняя палата парламента) в разгар регистрации кандидатов на президентских выборах и официально вступили в силу в этот же день.
Наблюдатели отмечают, что, по сути, закон был направлен против одного человека - Омара Сулеймана, выдвижение которого вызвало резкое противодействие всех исламистских партий и движений. При этом закон не распространился на Амра Мусу, занимавшего пост министра иностранных дел Египта. Апелляция Шафика, который был назначен Мубараком на пост премьера в разгар народных волнений в Египте, была удовлетворена, поскольку он баллотировался до принятия и публикации поправок и успел зарегистрироваться.
Таким образом, имя Шафика будет значиться в бюллетенях, а всего к настоящему моменту, с учетом экс-премьера, их осталось тринадцать из двадцати трех.
К слову, кандидаты в президенты, чтобы облегчить процедуры голосования малограмотным избирателям, уже выбрали свои символы на предстоящих выборах. Амр Муса выбрал солнце, умеренный исламист Абд аль-Муним Абу аль-Фатух - коня, другой исламист Мухаммад Салим аль-Ауа - зонт, представитель «Братьев мусульман» Мухаммад аль-Масри - весы. Представитель партии насеристов Хамдин Шабахи и левый политик Халид Али попросили избирком утвердить орла и дерево, а Ахмад Шафик выбрал своей эмблемой изображение лестницы.
И все-таки, несмотря на столь красочные символы, основная борьба на предстоящих выборах, по мнению экспертов, развернется между Амром Мусой и исламистскими кандидатами. А это значит, что уже в ближайшее время будет окончательно определен вектор геополитического движения Египта.
Именно от будущего президента зависит, каким будет внутренний и внешний курс страны, как пойдет процесс развития после перехода власти из рук военного совета к гражданским силам. И от того, как будут развиваться события в Египте, во многом будет зависеть ход истории во всем арабском мире, ведь население Египта составляет почти пятую его часть.
Улучшения жизни народа, ради которого и была совершена «Революция 25 января», так и не наблюдается. В этих условиях весьма велика вероятность того, что на волне либерализации, вслед за умеренными политическими силами, к власти в Египте могут прийти силы радикальные. Это логика любой революции. Жизнь показывает, что когда массам живется нелегко, голос радикалов звучит громче, чем голос разума. Кстати, популярное египетское движение «Братья-мусульмане» и его сторонники уже показали свою силу. Но это еще не самое радикальное исламистское движение.
Как считают наблюдатели и эксперты, существует высокая степень вероятности того, что радикальный ислам в Египте будет только набирать обороты. Разумеется, реализовываться такой негативный сценарий будет не одномоментно, сразу после выборов. Скорее всего, основной этап борьбы придется на период 2012-2014 годов.
Учитывая наметившиеся уже сейчас признаки потепления отношений Египта и Ирана с одновременным ухудшением отношений с Израилем, можно прогнозировать, что «арабская весна» плавно перейдет в засушливое «антдемократическое лето».
Президентские выборы в Египте должны состояться 23-24 мая 2012 года. Второй тур, если он будет необходим, пройдет 16 и 17 июня. Окончательные итоги выборов в Египте объявят 21 июня.
Дмитрий Пановкин
| |