|
В Желтом море успешно завершилась активная фаза крупнейших в истории России и Китая совместных учений. Экипажи кораблей, среди которых российский ракетный крейсер «Варяг», выполнили на отлично все боевые задания, в том числе отражение атаки условных пиратов и отработка тактики борьбы с подлодками.
Многие эпизоды учений совершенно секретны для третьих стран, и это говорит о серьезном взаимном доверии между Москвой и Пекином.
Порывистый ветер и волнение на море в эти дни словно испытывали на прочность участников учений. Но вот все позади. С капитанского мостика даже без бинокля можно сосчитать 15 китайских кораблей и 4 российских. Ракетные эсминцы, фрегаты, крейсеры в последний раз проходят в едином строю. За ходом учений вот уже почти неделю наблюдает весь Китай. Благодаря телевидению многие запомнили непроизносимые для китайцев названия. Противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», ракетный крейсер «Варяг», «Маршал Шапошников». Названия китайских кораблей - словно из учебника по географии. Фрегаты и эсминцы - обычно тезки китайских городов, иногда и сухопутных. «Шэньян», «Фучжоу», «Лоян».
Китайский военный флот намного моложе российского. Его 63-летие моряки двух стран отметили во время учений. Перетягивание каната, импровизированный концерт, где все понятно без перевода, показательные выступления мастеров рукопашного боя.
Противодействие пиратам 21 века - задача актуальная и для российских, и для китайских моряков. Некоторые из них уже успели познакомиться с морскими разбойниками в боевых условиях во время патрулирования в Аденском заливе. Сценарий буквально повторяет жизненную ситуацию - конвоирование гражданских судов, внезапное нападение быстроходных пиратских катеров, отражение атаки, освобождение заложников.
«Мы провели базовую подготовку отряда, в ходе которой мы тренировали наши расчеты на тренажерах и посредством связи, поэтому, когда корабли были в море, задачи выполнялись довольно успешно», - рассказывает заместитель начальника главного штаба ВМФ РФ, руководитель учений Леонид Суханов.
Новый элемент в учениях - тактика борьбы с подводными лодками. В любой стране она составляет военную тайну, ее совместная отработка говорит о высокой степени взаимного доверия. То же относится к совместным действиям ПВО и палубной авиации. После боевых учений моряки проводят поисково-спасательные работы, условно раненых принимает китайский плавучий госпиталь.
«Нынешние учения отличаются большим размахом и повышенной сложностью, в них участвует рекордное количество сил и средств. Наши действия - и в этом мы солидарны - имеют целью укрепление стратегического партнерства и не направлены против третьих стран», - отмечает заместитель командующего ВМС народно-освободительной армии Китая, руководитель учений Дин Ипин.
Впервые подобные учения Россия и Китай провели семь лет назад. С тех пор программа сильно усложнилась, моряки научились лучше понимать друг друга. Рабочий язык морского взаимодействия - русский. На каждом китайском корабле есть военный переводчик, который отвечает за общение с российскими коллегами. Впрочем, набор сигналов и команд в разных странах не сильно отличается. Морской язык одинаково понятен всем.
Совместные военно-морские учения такого масштаба проходят впервые в истории и России, и Китая. Моряки научились действовать слаженно даже в самых сложных ситуациях. И вот заключительный этап маневров: все корабли, как говорят моряки, в парадном ордере проходят мимо эсминца «Шэньян», затем расходятся в море, чтобы уже завтра отправиться к месту несения службы.
| |