|
Предложенная Росалкогольрегулирования (РАР) поэтапная программа введения единой системы контроля за оборотом алкогольной продукции в розничной торговле положительно скажется на снижении объемов нелегального рынка
Предложенная Росалкогольрегулирования (РАР) поэтапная программа введения единой системы контроля за оборотом алкогольной продукции в розничной торговле положительно скажется на снижении объемов нелегального рынка, однако малые розничные операторы могут не пережить реформу, свидетельствует опрос экспертов, проведенный агентством «Прайм».
ЗАМКНУТЬ ЦЕПОЧКУ
Глава РАР Игорь Чуян озвучил в пятницу в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации планы по распространению контроля на розницу: в 2012 году служба будет разрабатывать правовую документацию, в 2013 году контроль планируется распространить на крупные города, а в 2014 году - на всю страну.
По замыслу РАР, благодаря автоматизированной системе продажа каждой единицы алкогольной продукции будет автоматически фиксироваться путем считывания информации со штрих-кода акцизной марки в момент ее фактической реализации покупателю, на кассе, а сведения об этом будут поступать в РАР. Таким образом, служба получит полную информацию о движении каждой единицы алкогольной продукции - от производителя и до покупателя, что позволит эффективнее бороться с нелегальным выпуском спиртного.
Росалкогольрегулирование уже контролирует таким образом производство алкоголя и оптовый сегмент с помощью Единой государственной автоматизированной информационной системы учета производства и оборота алкоголя (ЕГАИС) - поэтому, по мнению участников рынка, введение такой системы в рознице логичным образом замыкает систему контроля над распространением спиртного.
Как заявил агентству «Прайм» председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров, при условии поэтапного введения такой системы, планы РАР вполне реальны и ему удастся избежать ситуации, аналогичной введению ЕГАИС в производстве в 2005 году, когда технически несовершенную систему одновременно ввели в обязательном порядке на территории всей страны. Относительно упомянутой Чуяном необходимости производителям устанавливать лазерные принтеры на производстве, чтобы штрих-код на акцизной марке не смазывался, что затрудняет его прочтение сканером в магазине, Добров отметил, что это будут незначительные издержки.
«В базе тех затрат, что мы понесли на установку ЕГАИС с 2005 года, а они измеряются десятками и сотнями тысяч долларов на каждое предприятие, это не бог весть какая трата и, если от этого будет какая-то польза, то сделать это несложно», - сказал Добров.
«МАЛЫЕ» НЕ СПРАВЯТСЯ
По мнению директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Ильи Белоновского, введение такой системы оздоровит рынок розничной торговли спиртным, Вопрос стоит, преимущественно, относительно технической готовности реформы, однако АКОРТ готова предоставить РАР пилотные площадки для тестирования системы.
«Это нам на руку, все-таки мы находимся в условиях недобросовестной конкуренции с той точки зрения, что мы продаем абсолютно легальную продукцию, в отличие от большинства менее крупных игроков, так что мы приветствуем любые шаги по выходу из тени», - сказал Белоновский, отметив, что инициатива РАР ляжет бременем и на ритейлеров, однако, по мнению представителя АКОРТ, вряд ли она будет непосильной.
«Вопрос только в готовности государства. Это колоссальная задача - учитывать каждую бутылку исходя из того, что их продается огромное количество, это должна быть очень мощная интеллектуальная система», - подчеркнул Белоновский.
Он отметил. что, благодаря такой системе сети тоже смогут принимать меры по недопуску поставок контрафактного алкоголя. «Могу сказать, как эксперт, что какая-то часть малого бизнеса такими мерами будет отсечена, и им станет невыгодно заниматься продажей алкоголя, хотя, может быть, система будет настолько проста, что таких вопросов не будет», - добавил собеседник агентства.
В том, что малые игроки розничного рынка станут испытывать серьезные неудобства с введением новой системы, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его прогнозу, если реформа продолжится в намеченном уже ключе, то к 2014 году количество магазинов, торгующих спиртным, сократится наполовину.
Как отмечает Дробиз, деятельность РАР по регулированию торговли уже началась: с 1 января запрещена торговля крепким спиртным в нестационарных объектах, летом запретят продавать в киосках пиво, в разработке законопроекты, определяющие места социальных объектов, от которых должны быть отнесены на значительное расстояние точки реализации алкоголя, и так далее.
«Уже это может сократить число магазинов (не считая киоски) по всей России на 30%», - сказал Дробиз, добавив, что введение ЕГАИС сократит число магазины сверх озвученной планки, к тому же при введении ЕГАИС власти начнут проверять складские условия хранения алкогольной продукции.
«В результате таких проверок и изъятия лицензий с рынка ушло свыше половины производителей, импортеров и дистрибьюторов, их уже отстроили, теперь будут строить розницу», - напомнил Дробиз.
Однако, по мнению собеседника агентства, введение ЕГАИС в рознице может стать серьезной альтернативой идеи госмонополии, что директор ЦИФРРА расценивает как положительный факт. «Идея монополии - неудачна в наших условиях и неосуществима. Что до ЕГАИС, то я могу представить себе, как будут такую систему вводить в городах, но вот как это будет выглядеть в деревне, пока представить не получается», - сказал он.
Свои опасения за будущее малых магазинов высказывает и глава комиссии «Опоры России» по мелкорозничной, нестационарной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. «Нужно вспомнить, какие были наполеоновские планы с ЕГАИС пять лет назад, и чем это закончилось. По сути, она не работает по назначению, все равно выпускается контрафактная водка, на заводах производится спиртное в три смены», - сказал он.
По мнению Максимова, чем больше сложностей будет стоять на пути розничных операторов, тем тяжелее будет их пережить именно малому бизнесу. «Понятно, что крупные магазины могут выделить человека, который будет этим заниматься, а у малых магазинов такой возможности нет, так что в некотором роде это будет очередным шагом в направлении монополизации розницы крупнейшими сетями», - отметил Максимов.
Феликс Сандалов, ПРАЙМ
| |