|
Женщина, обвинявшаяся в превышении полномочий, пострадала нравственно и физически
Как сообщила РИА «Дейта» руководитель пресс-службы суда Еврейской автономной области Наталья ТРОФИМОВА, в феврале 2008 года в отношении сотрудницы одной из госструктур Биробиджана было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ. Она обвинялась в превышении должностных полномочий. Предварительное следствие длилось почти три года. За это время производство по уголовному делу то прекращалось, то вновь возобновлялось. Продлевались сроки предварительного следствия. В январе 2011 года уголовное преследование было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи с отсутствием состава преступления. Мера пресечения в виде подписки о невыезде была отменена.
Женщина обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. Как указала в заявлении истица, за время следствия ей был причинен моральный вред, выразившийся в перенесенных ею как нравственных, так и физических страданиях.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал. По его убеждению, истица не обжаловала ни постановление о возбуждении уголовного дела, ни действия прокурора или следователя. Мера пресечения в виде подписки о невыезде в отношении истицы избиралась на непродолжительное время, и носила формальное ограничение. Допросы также длились недолго и не могли причинить нравственных страданий.
Суд, изучив материалы дела, допросив свидетелей, выслушав стороны и заключение прокурора, пришел к выводу: в соответствии с российским законодательством истица имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или муниципального образования в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Весь ход следствия и вынесенные процессуальные документы были подтверждены материалами уголовного дела. Факт причинения истице нравственных страданий, а также их глубина, подтвердились показаниями свидетелей. По мнению суда, само по себе незаконное ограничение свободы гражданина подпиской о невыезде причиняют моральные страдания, нарушается его конституционное право на свободу передвижения. Разрешая вопрос о размерах компенсации морального вреда, суд принял во внимание то, что незаконное уголовное преследование отрицательно сказалось на эмоциональном состоянии истицы, пострадали ее достоинство и деловая репутация. Учтены также тяжесть предъявленного обвинения (преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 286 УК РФ, относится к категории средней тяжести), длительность уголовного преследования и незаконного применения меры пресечения в виде подписки о невыезде, количество следственных действий, индивидуальные особенности истицы - возраст, образование, социальное положение.
Суд определил размер компенсации морального вреда - 100 000 рублей, которые подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Ответчики не согласились с решением Биробиджанского районного суда и обжаловали его в кассационном порядке в суде ЕАО. По их мнению, сумма компенсации завышена, суд не в полной мере учел требования разумности и справедливости. Судебная коллегия по гражданским делам, рассмотрев доводы сторон, не нашла законных оснований для снижения размера компенсации морального вреда.
| |