Американский шатл «Интерпрайс» совершил свой последний полет. Челнок пролетел над Нью-Йорком на спине специально оборудованного лайнера Боинг-747 и приземлился в аэропорту Джона Кеннеди, после чего он будет помещен в музей авиации и космонавтики.
Инженеры НАСА снимут «Интерпрайс» с самолета-носителя и установят его на буксир, который в июне переправит шатл по Гудзону на площадку к плавучему музею, созданному на авианосце «Интерпит». Примечательно, что «Интерпрайс» никогда не летал в космос, он был предназначен для отработки посадки и прочих испытаний для усовершенствования других шатлов. В конце прошлого года американская программа шатла официально была закрыта, и единственным транспортным коридором на орбиту остается российский. «Вести ФМ» обсудили ситуацию с экспертом, на прямой связи со студией был член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циалковского Юрий Караш.
«Вести ФМ»: Юрий Юрьевич, на ваш взгляд, насколько серьезный удар по освоению космоса окажет окончание программы шатла со стороны американцев?
Караш: Конечно, это определенный удар. По крайней мере, для эксплуатации Международной космической станции, потому что шатлы - это были не только автобусы, способные доставить за один рейс на борт МКС 7 человек, плюс к тому и 20 тонн груза. Но говорить о том, что это в долгосрочной перспективе нанесет ущерб освоению и исследованию космоса - я бы не стал. Потому что, как известно, сейчас в США разрабатываются частными компаниями и в том числе под эгидой НАСА семь новых транспортных систем, шесть из которых с самого начала закладываются как автоматические, так и пилотируемые.
«Вести ФМ»: Это будут тоже челноки или американцы пойдут по нашему пути и будут делать одноразовые корабли?
Караш: Нет, это уже не будет челноками, хотя одна из компаний рассматривает вариант создания крылатого корабля, но основной акцент и ставка делается на корабль Боинг СST-100, который, возможно, будет использоваться до 10 раз. Опять же, речь идет о спускаемой и возвращаемой капсуле, это будет не крылатый корабль.
«Вести ФМ»: А почему решили отказаться от вот этого направления - разработки шатлов и развития этой программы? Невыгодно получается на шатлах летать?
Караш: Совершенно верно. Как показала история эксплуатации шатла, с одной стороны, эти корабли очень дорого гонять в космос и обратно. А, с другой стороны, они оказались недостаточно надежными. То есть, для того, чтобы обеспечить 100-процентруную надежность челнока, нужно было его после каждого полета буквально разбирать по деталям и каждую деталь подвергать соответствующему анализу, оценке, может быть даже в рентгеновских лучах, чтобы убедиться, что там нет никаких внутренних трещин. Но в этом случае тогда каждый полет обойдется не в 500 миллионов, а уже в 2 миллиарда долларов, что полностью бы подорвало бы бюджет агентства.