|
Результаты мониторинга имеющихся административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Республики Башкортостан и пути их сокращения были обсуждены на очередном заседании Совета по общественному контролю за эффективностью использования государственных средств при Президенте РБ.
Как отметил член Совета Николай Самойленко, в январе-марте текущего года рабочая группа, состоящая в основном из представителей бизнес-сообщества, провела мониторинг существующих административных барьеров и сделала соответствующие выводы. Установлено, что основные административные процедуры, связанные с началом и ведением предпринимательской деятельности, сплошь состоят из этих барьеров. В
частности, это мероприятия по регистрации нового предприятия или ИП, лицензированию, а также процедуры, относящиеся к размещению бизнеса, в том числе: получение земельного участка под строительство, согласование предпроектной и проектной документации на строительство, получение разрешения на возведение объекта и затем на ввод в эксплуатацию, перевод помещения (здания) из жилого фонда в нежилой, получение земельных участков в собственность или аренду собственниками расположенных на них зданий. Это же касается получения в аренду объекта недвижимости (здания, строения, помещения), находящегося в муниципальной или государственной собственности.
Кроме того, проверка показала, что определенные сложности возникают в процедурах, связанных с ведением предпринимательской деятельности, а именно: бухгалтерский учет и налогообложение, внешнеэкономическая деятельность, сертификация, проверки и инспекции со стороны различных надзорных и контрольных органов.
Как отметил Николай Самойленко, административные барьеры опасны тем, что требуют от предпринимателей повышенных затрат временных, финансовых и прочих ресурсов при прохождении основных, предусмотренных законодательством процедур. Это, по его мнению, снижает инициативу действующих предпринимателей в части расширения собственного бизнеса и отбивает желание начинать предпринимательскую деятельность у всех прочих групп населения.
Согласно средней оценке проблематичности процедур Министерства экономического развития республики, больше всего проблем возникает при получении земельного участка под строительство, при согласовании предпроектной и проектной документации, получении разрешения на строительство и сдачи объекта в эксплуатацию, а также при переводе помещения (здания) из жилого фонда в нежилой. Менее проблематичными процедурами считаются постановка на учет нового бизнеса, лицензирование транспортной деятельности, получение земельного участка в собственность или оформление в аренду земли собственником расположенных на ней зданий, сооружений.
При этом негативно воздействуют на развитие предпринимательства в Башкортостане многие факторы. Рабочая группа выделила 11 из них, которые тоже становятся барьерами на пути предпринимательства.
Первое: недостаточность и недостоверность информации, размещаемой в офисах государственных (муниципальных) органов и организаций, предназначенных для приема посетителей.
Второе: не всегда правомерные и оправданные действия чиновников Минземимущества и муниципальных образований республики создают административный барьер на пути развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Башкортостане.
Третье: органы местного самоуправления, муниципальные унитарные предприятия не устанавливают удобных сроков и времени приема документов от предпринимателей, что вызывает трудности с оформлением документации.
Четвертое: неоправданно длительные сроки рассмотрения и согласования документов.
Пятое: слабая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Шестое: отсутствие постоянного анализа, то есть мониторинга состояния и перспектив развития малого и среднего предпринимательства в сфере отраслевых видов экономической деятельности.
Седьмое: установлены и остаются длительными сроки оформления документов на земельный участок и строительство. Например, срок оформления земельного участка, состоящего на кадастровом учете и находящегося в муниципальной собственности, составляет 6-7 месяцев; срок оформления земельного участка, не состоящего на кадастровом учете по причинам образования нового земельного участка, при слиянии либо разделении составляет 8-10 месяцев; при оформлении документов на строительство два года уходит на проектирование и один год на строительство.
Восьмое: полномочия, предоставленные муниципалитетам по выделению земельных участков, нередко становятся предметом коррупции и нарушений прав предпринимателей, а также установления для них незаконных ограничений свободы экономической деятельности.
Девятое: утвержденная кадастровая стоимость земли недоступна для ее аренды и приватизации среднестатистическим субъектом малого и среднего бизнеса.
Десятое: отсутствие единой централизованной электронной базы данных по муниципальным структурам или органам, организациям муниципального образования. Необоснованно большое количество ГУПов и МУПов, рост платных услуг, форсированная передача им государственного и муниципального имущества, воспрепятствование предпринимателям в приватизации имущества, находящегося в аренде продолжительностью более трех лет, также мешает развитию предпринимательства.
И, наконец, последнее: при заключении типовых договоров в большинстве случаев не учитываются интересы предпринимателей, протоколы разногласий с их стороны не принимаются. Отсутствуют также льготные тарифы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) у муниципальных предприятий-монополистов по оказываемым услугам водоснабжения, вывоза мусора, размещения твердых бытовых отходов и т.д., то есть по ряду других услуг.
Николай Самойленко подчеркнул, что список причин, негативно воздействующих на развитие предпринимательства в республике, можно продолжить. Указаны лишь основные.
Исходя из результатов мониторинга, рабочая группа Совета внесла свои предложения. Прежде всего, они касаются республиканских нормативно-правовых актов, в которые необходимо внести поправки. В частности, предлагается установить, чтобы все разночтения или противоречия любого федерального, республиканского или местного нормативного правового акта были истолкованы в пользу СМСП. В отношении любых действий или намерений СМСП, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, непременно должно действовать правило: «Что не запрещено, то разрешено». Каждое обращение любого субъекта малого предпринимательства и результат его рассмотрения должны в обязательном порядке фиксироваться государственным (муниципальным) служащим в специальном журнале. Срок рассмотрения обращения СМСП должен быть сокращен наполовину по сравнению со сроком, установленным нормативными документами для иных лиц.
Если результатом рассмотрения обращения СМСП является отказ в любой форме, он должен быть представлен в определенный срок и только в письменной форме, при этом должен содержать правовые основания отказа, а также информацию о порядке его обжалования.
Рабочая группа предлагает сделать реально действующим принцип «одного окна», чтобы исключить хождение по инстанциям за теми или иными разрешениями (документами). Важным пунктом станет исключение зависимости между получением положительного решения на обращение СМСП и оказанием предпринимателем финансовой (благотворительной) или иной помощи любому государственному (муниципальному) органу или организации (за исключением случая, когда оказание такой помощи является официально установленным условием конкурса или аукциона).
По мнению Николая Самойленко, давно пора при оценке деятельности государственного и муниципального служащего, связанного с реализацией программ поддержки предпринимательства, учитывать его конкретный вклад в развитие малого и среднего бизнеса. Это может быть рост количества СМСП в административно-территориальном образовании, увеличение числа созданных рабочих мест, размера налоговых и иных поступлений от СМСП в бюджет и внебюджетные фонды и т.д. То есть, у чиновников должна быть прямая заинтересованность в развитии предпринимательства на местах, от этого будет зависеть их карьера. Тогда и административные барьеры пойдут на убыль. И, конечно, нужно создавать благоприятные условия для развития предпринимательства - в реальности, а не на бумаге. Пока же качество поддержки СМСП органами местного самоуправления говорит об их незаинтересованности в развитии предпринимательства, делает вывод эксперт.
Еще одно важное предложение: налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих по специальным налоговым режимам (УСНО, ЕНВД, ЕСХН, патент) должны полностью поступать в бюджеты муниципальных образований, на территории которых эти СМСП зарегистрированы и осуществляют свою деятельность. Такой порядок обеспечит повышение заинтересованности муниципалитетов в реальном развитии СМСП на своих территориях.
Стоит отметить, что, пожалуй, впервые представителями бизнес-сообщества все эти пресловутые административные барьеры были подвергнуты столь тщательному анализу и одновременно предложены четкие меры по их преодолению.
Как резюмировал председатель Совета по общественному контролю за эффективностью использования государственных средств при Президенте РБ Петр Бобылев, решение этой проблемы назрело давно.
- Создание административных барьеров и их существование - это подрыв экономических основ государства. Это и подрыв авторитета власти, так как об этой проблеме мы говорим давно, а все остается по-прежнему. Люди уже не верят, что можно что-то сделать без взятки. Следовательно, остаются условия и почва для коррупции, - считает Петр Бобылев. - А чтобы предпринимательство действительно развивалось, со всеми этими негативными явлениями нужно вести решительную борьбу.
Члены Совета согласились с выводами рабочей комиссии и с учетом поправок, прозвучавших в ходе обсуждения, предложили принять решение по данному вопросу.
| |