Законодатели предлагают убрать из Уголовного кодекса статью, предусматривающую ответственность за угоны, пишет «Российская газета». По мнению депутатов, существование этой статьи ничем не обоснованно: ее полностью покрывают другие статьи кодекса, предусматривающие наказания за кражу, грабеж, разбой, хищение.
Автомобильным угонам в Уголовном кодексе посвящена целая статья - 166. Звучит она официально так: «Неправомерное завладение автомобилем без цели хищения». То есть залез в чужую машину, чтобы просто покататься, а потом поставить ее на место, ну или хотя бы погреться. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков напоминает, что статья эта пришла в современную юриспруденцию еще из советского Уголовного кодекса.
«Все отговорки про "покататься", может быть, проходили, когда эта статья появилась в советское время, когда машин-то было очень мало. И какая-то часть угонщиков (может, большая часть) действительно угоняла, чтобы покататься, потому что это была диковинка. Сейчас автомобиль у каждого второго. Оправдание, что, мол, я взял покататься - это попытка людей, которые занимаются криминальным бизнесом, уйти от ответственности», - рассуждает Лысаков.
А ответственность за угонную статью действительно чисто формальная - условный срок, а то и штраф. Автомобильные воры этим активно пользуются, и если их ловят на месте преступления, говорят, что «сел в чужую машину покататься». Благодаря таким законодательным провалам угонный бизнес цветет пышным цветом. Только за прошлый год в руки угонщиков в Москве ушло почти 13 тысяч машин. Это почти на 10% больше, чем в 2010 году. Теперь эту злополучную статью предлагается отменить. А вместо нее такие преступления квалифицировать по другим имеющимся в УК статьям, поясняет Вячеслав Лысаков.
«По трем статьям - это "Кража", "Разбой" и "Грабеж", если при отъеме вашего авто применялась сила, угроза оружием и так далее. То есть эти 3 статьи имеют все квалифицирующие признаки, в которые укладываются действия человека, который покусился на ваш автомобиль. Сроки там значительно большие. Я думаю, что это будет способствовать значительному уменьшению криминального рынка», - справедливо замечает Лысаков.
Наказания, пускай и более жесткого, для одних лишь непосредственных исполнителей угона недостаточно, считает президент Общества защиты прав водителей Игорь Юдин. По его мнению, необходимо искоренять всю преступную цепочку.
«Надо наказывать и тех, кто их принимает и разбирает, и тех, кто уже в автосервисах ставит запчасти, когда они говорят, что купили поддержанные на рынке. Вплоть до потребителей. Если человек ставит поддержанную запасть, он должен понимать, что он может стать участников преступления», - предлагает Юдин.
Российские угонщики часто действуют под полицейским прикрытием. И это тоже большая криминальная проблема, признает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин.
«Автомобили просто так сейчас никто на запчасти не разбирает. И даже номера никто не перебивает. Их просто регистрируют, а регистрируют потому, что у нас продажная полиция. Залез ты в эту базу - ах, я случайно перепутал номера, да и угнанную машину поставил на учет тому, кому ее и продал. Там полицейские задействованы на 100%. Вот ответственность и здесь нужно повышать», - комментирует Субботин.
Статью об угонах в новейшей российской истории пытались отменить уже 2 раза. Но, по каким-то неведомым для общественности причинам, депутаты прошлых созывов ее оставляли в Уголовном кодексе. Теперь третья попытка. Эксперты надеются, что она будет более удачной.
Все автомобильные новости