|
Об итогах чемпионата России по ВМХ, олимпийских надеждах, популярности спорта в России и поддержке Федерации велоспорта - в интервью наставника национальной сборной Николая Татаркина.
27 апреля в Пензе завершился чемпионат России по одной из олимпийских дисциплин велоспорта - ВМХ. Победителями национального первенства в гонке «Классик» стали Евгений Комаров и Наталья Суворова, представляющие Мордовию. По окончании турнира на вопросы корреспондента «Чемпионат.com» ответил наставник национальной сборной России Николай Татаркин. - Николай Михайлович подведите итоги только что завершившегося чемпионата России. Есть ли неожиданности? - Серьёзных неожиданностей нет. У мужчин выиграл Евгений Комаров. Видно было и по ходу соревнований, и в процессе подготовки, что он в хорошей форме. На данный момент он у нас сильнейший. У женщин победила Наталья Суворова. Её победа тоже не стала неожиданностью, готова была она хорошо. Наталья участвовала в Кубке мира, выступила неплохо, была 33-й. - Можно сказать, что результат соревнований бы предопределён? - Можно сказать - да. То есть те лидеры, которые сейчас действительно готовы и являются сильнейшими, показали хорошие результаты и свой класс. - Кто представит Россию в этом виде спорта на Олимпиаде? - Наша последняя надежда - чемпионат мира, всё решится там. К сожалению, мы не набрали достаточное количество очков в национальном зачёте, и теперь всё будет решаться только на первенстве планеты. Если ребята попадут в полуфинал, войдут в 30 сильнейших, то шанс есть. - Где пройдут ближайшие старты? - Один из основных стартов - чемпионат Европы. Он пройдет во Франции с третьего по седьмое мая. С 23 по 27 мая состоится чемпионат мира в Англии. Это основные соревнования, к которым мы готовимся и настраиваемся. Кроме того, намечены сборы в Латвии, непосредственно перед чемпионатом мира, где мы постараемся наиболее качественно подготовиться в техническом плане. - Расскажите, чем BMX отличается от обычного, скажем, шоссейного велосипеда? - Что касается велосипеда, то разница в конструкции, диаметре колеса. У шоссейного велосипеда 26 дюймов, а в ВМХ 20 дюймов. Шоссейники едут на велосипедах классического плана по прямой дороге, а в ВМХ нужно преодолевать препятствия, более короткая спринтерская дистанция. Если брать 350 метров трассы, то примерно треть её спортсмен проводит в полёте. - Значит, байк в ВМХ легче шоссейного? - Нет, я бы не сказал что легче. Сейчас среди шоссейных велосипедов есть и карбоновые варианты, они меньше девяти килограмм весят. А в ВМХ лёгкая конструкция не практикуется, так как лопаются рамы от сильных ударов при приземлении. Поэтому чаще используется алюминиевый сплав, а он тяжелее, чем тот же карбон. - Что представляет собой трасса для ВМХ? - Трасса - это кольцо, по международным правилам от 350 до 450 метров длинной, где должно быть не менее четырёх виражей, не меньше 10 препятствий. Ширина трассы должна быть от шести до восьми метров. - Почему BMX, зародившийся в Америке ещё в прошлом веке, только сейчас становится популярным в России? Чего не хватает для развития этой дисциплины в нашей стране? - Американцы всегда более быстро внедряют все новые виды спорта, у них это проходит намного легче. У нас в России, к сожалению, не всё так быстро. Причина этому - немного другая система. Начиная буквально от спортивной школы, всё проходит на бюрократическом уровне. Там же всё быстро: понравилось, пошло, быстро строят трассы, находят различные варианты. Там этот вид спорта идёт через частные инвестиции: через средства родителей, через клубную систему. У нас всё проходит через государственные школы, поэтому сложнее что-либо развивать и внедрять, даже в финансовом плане. ВМХ-спорт в нашей стране начал развиваться с 90-х годов. Стихийно попал в Мордовию, в Саранск. Поэтому, к сожалению, пока нет специалистов, нет большой рекламы. За границей это большие массовые спортивные мероприятия, где собирается до 2000 человек, привлекается очень много рекламы. В России пока проходит всё сложно. - Какое будущее ждёт ВМХ в России? Станет ли этот вид спорта популярным? - ВМХ уже стал популярным. У нас 14 городов развивают этот вид спорта. Это спорт больших городов. На шоссе сейчас сложно выезжать на тренировки. В той же Москве или Санкт-Петербурге все дороги заняты, а человек, особенно ребёнок, всегда стремится к велосипеду. А здесь на небольшой площади, размером менее футбольного поля, ты можешь организовать тренировки, можешь выполнять различные трюки, и это захватывает. Поэтому я думаю, что у ВМХ в России будет большое будущее. - BMX относится к экстремальным и травмоопасным видам спорта. Насколько часто райдеры получают травмы? - Травмоопасный и экстремальный? Да. Но у нас все гонщики имеют специальную экипировку. Сейчас очень много внимания уделяется разработке современной защитной экипировки: специальные панцири, налокотники, наколенники. Как правило, мастера, занимающиеся уже по 10 лет и выполняющие сложные трюки, хорошо подготовлены. Травмы в основном получают малыши, только начинающие заниматься, потому что они зачастую пытаются выполнять ещё не отработанные прыжки и трюки. Если говорить о травмоопасности, то тот же бокс или футбол, где постоянно получают удары по ногам или по голове, намного опаснее для здоровья, чем ВМХ. Занятие любым профессиональным спортом несёт определенный риск. Даже играя в шахматы, люди «сходят с ума» (смеётся). - Какую поддержку в развитии ВМХ оказывает Федерация велоспорта России? - ФВСР оказывает нам очень серьёзную поддержку, уделяет большое внимание. Сейчас идет программа «Старт», в рамках которой закупаются велосипеды в регионах. Готовится проектная документация по строительству велотрасс в регионах. К сожалению, ВМХ пока рассматривается в министерстве не так серьёзно как, скажем, шоссейный спорт. Но львиную долю средств на соревнования, на мероприятия, на призовой фонд нам даёт, конечно, Федерация велосипедного спорта России.
| |