|
В странах Восточной Европы и России христианство воспринимается как реакционная религия, а поведение лидеров православной церкви подрывает и без того хрупкое доверие к священникам.
Власти светской Болгарии приняли главу иностранной православной церкви с огромными почестями. Это вызвало некоторые споры, особенно в свете недавних нападений представителей крайне правых движений на мусульман и расистских маршей, прошедших в Софии. Тем не менее, премьер-министр и президент страны, а также спикер болгарского парламента встретились с духовным лидером России.
Несмотря на то, что это заявлялось как «историческая встреча» между патриархом Кириллом, предстоятелем крупнейшего православного сообщества в мире, и 97-летним патриархом Максимом, дольше всех в христианской истории занимавшим эту должность, никакого заявления для прессы сделано не было. Однако советник по религиозным вопросам премьер-министра Борисова заявил Press TV, что не имеется никаких причин для напряженных отношений.
ЖАСМИНА ДОНКОВА, совет по религиозным вопросам при правительстве Болгарии: Существуют внутренние связи или идеалы. У нас в Болгарии нет религиозно мотивированной напряженной обстановки. Различные религиозные сообщества работают вместе над совместными общественными или образовательными инициативами.
Однако жители страны жалуются на то, что подобные общественные или образовательные инициативы пока остаются только на бумаге. Например, с момента падения коммунизма, за последние десятилетия православная церковь не смогла провести ни одной реальной благотворительной акции или культурной кампании, а также предоставить нуждающимся убежище и питание. Вместо этого церковь сохраняет пассивную позицию, унаследованную от 50-летнего правления атеистов. Более того, и без того хрупкое доверие к священникам было подорвано открытием того факта, что они сотрудничали с коммунистическими спецслужбами. В глазах общества это указывает на «двойную мораль» и лишь подчеркивает отсутствие доверия к их настоящей «миссии».
ПЕТЕР ГРАМАТИКОВ, православный священник: Если вы имеете дело с настоящим религиозным человеком, он выступает за традиционные семейные ценности и подобного рода этические стандарты, которые практикуются в нашем обществе все меньше. За пределами нашего сообщества, в светском мире, христианские моральные ценности считаются грехом.
Однако многие считают «грехом» не саму христианскую мораль, а отсутствие ее у тех, кто исповедует эту веру. Например, внимание общественности недавно привлек патриарх Кирилл, носящий наручные часы стоимостью около 30 тысяч долларов. Церковные власти попытались убрать эти часы с официальных фотографий. Тем временем болгарский митрополит Кирилл показался на церковной службе на первом в своем роде автомобиле Lincoln Hybrid 2012. В то время ни у кого в Европе не было такой машины - только у президента Обамы и некоторых других лиц. Жизнь в роскоши только сбивает с пути истинного церковников и их менее богатых соотечественников.
ИВАЙЛО СПАСОВ, корреспондент Press TV: В отличие от ислама, играющего в мусульманских обществах направляющую и консолидирующую роль, в Восточной Европе православное христианство зачастую воспринимается как что-то реакционное и оторванное от реальных нужд и стремлений современных людей. Таким образом, как указывают эксперты, популярность христианства упала до рекордно низкой отметки.
Ивайло Спасов, Press TV, София.
| |