|
В рамках «Фотобиеннале-2012» в Мультимедиа Арт Музее впервые в России проходит выставка работ Вима Вендерса.
Знаменитый немецкий кинорежиссер представил снимки из проекта «Картины с поверхности Земли», который стартовал в 1980-е годы. Из 50 снимков в экспозицию попали 19. Снимки, представленные на выставке, автор сделал во время путешествий по США, Кубе, Израилю, Японии. Вим Вендерс - обладатель премии «Оскар» и главной награды Каннского фестиваля. Немецкий режиссер - создатель лент «Небо над Берлином», «Лиссабонская история», «Париж, Техас». Пустынные улицы. Городская свалка. Бесконечная дорога до самого горизонта. «Некоторые из этих мест скоро исчезнут с поверхности Земли и останутся жить только на фотографиях» - это слова автора снимков, знаменитого немецкого режиссера Вима Вендерса. Строчки из его стихотворения Places - эпиграф к его первой московской фотовыставке. Вим Вендерс, обладатель «Оскара» за фильм «Пина, танец страсти», Золотой пальмовой ветви за «Париж, Техас», создатель легендарного «Неба над Берлином» и «Лиссабонской истории», скромно называет себя «фотолюбителем», а снимки, привезенные из путешествий по США, Кубе, Израилю и Японии, долгое время показывал только самым близким.
«Только в последние годы он решился показывать свои работы, и они выставляются в крупнейших галереях мира. И вот, наконец, они приехали к нам», - отметила директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
19 фотографий, снятых на панорамную камеру. Каждый снимок - огромное окно в мир, где краски ярче обычного, а предметы идеальны по форме и композиции. В этом перфекционизме - авторский почерк Вендерса-режиссера и Вендерса-фотографа. С фотокамерой в руках он подолгу выверяет каждый кадр, чтобы потом не обрабатывать изображение.
То же самое - на съемочной площадке. С первого своего фильма Вим Вендерс установил правило: только он решает, какой выбрать ракурс съемки и какие использовать линзы. И не устает повторять операторам: они должны увидеть то, что видит сам режиссер.
Фотографировать Вим Вендерс стал намного раньше, чем снимать кино. В шесть лет получил на день рождения фотокамеру, с которой почти не расставался. Даже снимая на пленку 6х6, он часто фотографировал ландшафты. На этих его современных снимках людей нет. Это была задумка самого Вендерса - дать зрителю возможность как бы самому оказаться, например, в Западной Австралии, посреди пыльной дороги.
Дорога для Вендерса - целая философия. В картине «Ложное движение» начинающий писатель Вильгельм едет в Бонн и знакомится со странствующими актрисами. В фильме «Алиса в городах» герой-фотограф путешествует по городам Рурского бассейна и проезжает мимо таких же, как на одной из фотографий, одиноких зданий. «У домов есть лица и характеры, как у людей. Этот заставил меня смеяться и плакать», - подписал снимок Вим Вендерс.
По бесконечному шоссе, как на одной из фотографий, сделанной в Техасе, в картине «Американский друг» едет главный герой. В одном из эпизодов фильма он начинает снимать себя на Polaroid. По Вендерсу, так поступает человека, который совсем запутался. Только глядя на себя со стороны, может понять, кто он есть на самом деле.
| |