|
В московском Центральном доме художника проходит XIV Международная художественная ярмарка «Арт-Москва». Ассортимент украинских галерей-участников и работы украинских художников изучила МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
Ярмарка «Арт-Москва» - крупнейшее регулярное коммерческое мероприятие на постсоветском арт-пространстве, но выглядит она при этом довольно невзрачно. Участники настроены как-то слишком уж по-деловому, как, впрочем, и посетители. Обычная реакция на понравившееся искусство здесь - позвонить домой и попросить кого-то снять замеры с пустой стены, чтобы узнать, ляжет ли на нее, например, огромное фото «Миллион евро» Ральфа Каспера со снятой крупным планом стопкой купюр. Отдельный аттракцион - стенд токийской Shiraishi Gallery с работами японских художников, на табличках к которым выведены уж слишком эффектные для такой декоративно-прикладной скуки цены.
Основная товарная позиция здесь - живопись. И в этом смысле ассортимент киевских участников ярмарки - галерей «Коллекция» и «Цех» - чрезвычайно консервативен. После прошлогоднего резонанса, вызванного прежде всего гигантским комическим портретом экс-премьера Юлии Тимошенко от Сергея Зарвы, «Коллекция» сосредоточилась на очень и очень хорошей живописи своих самых именитых резидентов - от Ильи Чичкана до Максима Мамсикова. Плюс много-много Александра Ройтбурда (средняя цена - 35 тыс. евро): получился интригующий пролог к его московской персоналке, которую обещают в декабре-январе в галерее «М&Ю Гельман». На стенде «Цеха» - цветные акриловые негативы Николая Белоуса и акварели Евгения Петрова. Выбор художников объясняют просто - они интересны коллекционерам и аудитории. Последнюю, кажется, особенно впечатляет работа «Paris» Петрова - ну очень неприятный портрет бойцовской псины, писанный сквозь сетку-рабицу.
Разительно отличается от наполнения стендов «Коллекции» и «Цеха» проект MironovaGallery - не столько коммерческий, сколько показательный. Под лозунгом «Объединяя миры» здесь собрали кафельные панно «Планеты» и «Область» Жанны Кадыровой, исследующей тему превращения обозримого мира в схему, ностальгические инсталляции «Тарелки судьбы» из битых сервизов (до $50 тыс.) американца с украинскими корнями Дэвида Датуны и «Колеса Конституции» Оксаны Мась - декорированные деревянными писанками колеса Mercedes, призванные символизировать ключевые идеи основного закона (по $20 тыс./шт.).
В центре разреженной экспозиции - характерная для Датуны оптическая инсталляция с линзами от очков, на сей раз выкрашенная в триколор и посвященная медиаистории современной России ($100 тыс.). Определяя свою фотодокументалистику по классу нео-поп-арта, автор коллажирует штампы (вроде бутылки водки и матрешек) и самые тиражные кадры: например, портрет знаменитого сидельца Михаила Ходорковского легко узнается по фрагменту подбородка и шеи, а закрашенное лицо воспринимается как само собой разумеющийся элемент. Выстроенный художником образный ряд выглядит таким себе салатом «Оливье», на который вроде бы уже никакие рецепторы не реагируют. Но если поковырять его вилкой, роль которой здесь выполняют линзы, под разным углом выхватывающие отдельные эпизоды коллажа, можно обнаружить множество раздражителей.
Также эпизодически встречаются на небольшой, в общем-то ярмарке, работы украинских художников. У московской «Файн Арт» есть набор автопортретов Маши Шубиной, у XL - пара харьковских бомжей от Бориса Михайлова , а у цюрихской Barbarian Gallery - гигантские, составленные все из тех же писанок настенные скульптуры «Сферы добра и духовного возрождения» Оксаны Мась, которую здесь за глаза называют «бабой с яйцами» за настойчивый и бескомпромисный селф-промоушн.
| |