|
Известный инженер Фрэнк Дерни за тридцатилетнюю карьеру поработал с Hesketh, Williams, Lotus, Benetton, Arrows, Lola и Ligier и Toyota. Он сыграл одну из главных ролей в становлении Williams и в середине 80-х выиграл вместе с командой три титула. В беседе с Джеймсом Алленом он рассказал о том, что нужно пилоту для успеха в Формуле 1, вспомнив опыт работы с Михаэлем Шумахером в Benetton середины 90-х...
Фрэнк Дерни: «Все дебютанты добивались успеха в младших сериях – без этого нельзя подписать контракт с командой Формулы 1, но в результате они попадают в чемпионат, где их соперники выступают уже пять, десять и более лет. Им приходится быстро учиться, ведь каким бы талантом не обладал молодой пилот, недостаток опыта приводит к ошибкам.
Случается, что гонщикам не удается раскрыть свой потенциал. Обычно это связано с чрезмерно агрессивным пилотажем. Испытывая прессинг, вы отчасти теряете уверенность и допускаете больше ошибок, чем в спокойном состоянии. Ничто не может компенсировать умение расслабляться.
Одинаковых пилотов не существует, поэтому инженеру очень важно узнать человека, с которым он работает. В Benetton я работал с Михаэлем Шумахером – он был невероятно талантлив, но считал, что ему не нужны тесты. Очень долго, возможно, большую часть 1993-го года, он отказывался от участия в них, поскольку в команде был хороший тест-пилот и т.д. Большая часть сезона ушла на то, чтобы Михаэль осознал, что участие в тестах пойдет ему на пользу и пригодится при работе с настройками.
Гоночный талант нужно постоянно доказывать на трассе. Я считаю Михаэля невероятно конкурентоспособным гонщиком. Он был стабильно быстр и в квалификации, и на всей дистанции гонки. Ему удавалось подобрать именно те настройки, которые требовались, а это умение приходит только с опытом. Мне кажется, он не хуже инженеров понимал, как работает машина.
Обычно гонщик все объясняет так, чтобы инженер его понял и мог внести соответствующие изменения. Уверен, вы замечали, насколько близкие отношения порой складываются между инженером и пилотом, ведь они должны полностью доверять друг другу.
Конкурентоспособность пилота зависит только от него самого, и в этой области Михаэль невероятно силен. Вспомните классическую гонку в Барселоне 1994 года, где он финишировал вторым, хотя у него работала только пятая передача. Он был настолько быстр, что многие не поверили в проблемы с коробкой. Тогда ему пришлось компенсировать недостатки машины, изменив стиль пилотирования. Я могу долго и подробно говорить о подобных вещах. Михаэль способен адаптироваться фактически ко всем характеристикам управляемости машины, он удивительно хорош в этой области.
У всех великих гонщиков есть две общие черты, которые выделяют их на фоне остальных: они чрезвычайно умны и замкнуты. Сомневаюсь, что экстраверты, в целом, умеют хорошо концентрироваться. Если умный и замкнутый гонщик побеждал в младших сериях и дошел до Формулы 1, значит, он сможет добиться успеха.
Редко бывает так, что пилот оказывается в Формуле 1 только благодаря таланту, а не упорной работе, но таким был Хуан-Пабло Монтойя. Единственный, кого он мне напоминал – Найджел Мэнселл. У него были невероятные способности, он способен обогнать соперника, даже если это невозможно. Единственным его недостатком было отсутствие стабильности – как и у Мэнселла.
Я всегда с большим недоверием относился к высказываниям гонщиков о том, что та или иная трасса им не нравится. Иногда бывает сложно найти действительно оптимальную траекторию. У меня был опыт работы с пилотом, которому не нравилась трасса, но он перенимал опыт напарника, который там добивался успеха: ездил по его траектории, анализировал данные. Так часто поступают. В моей практике бывало, что гонщик испытывал трудности в конкретном повороте, но увидев, как его проходит напарник, уже не уступал тому в скорости. Возможно, ему не удавалось разобраться с этой проблемой самостоятельно, или же её решение требовало много времени.
Случается, что пилотам не хватает мотивации. Нельзя постоянно работать на пределе возможностей, всегда существуют подъёмы и спады, но надо постараться, чтобы негативные периоды были не слишком продолжительными.
Судя по опыту, самое важное в успехе – это уверенность. Если пилот считает, что не сможет добиться той или иной цели, то потерпит неудачу и быстро опустит руки. Нельзя сомневаться в своих силах, нужно понимать – любая проблема может быть решена».
| |