|
Перехват радиопереговоров, смена колеса за десять секунд, ремонт сиденья на скорости 40 км/час, горы, озера и коровы - корреспондент «Газеты.Ru» изнутри изучил жизнь велосипедной команды «Катюша» в ходе «Тура Романдии», и несколько часов пытал спортивного директора команды и главного тренера сборной России по велошоссе Дмитрия Конышева о судьбах велоспорта и перспективах россиян на Олимпиаде в Лондоне.
«Шмидти, Шмидти, ты меня слышишь? Если вы сегодня не выиграете гонку, я все привезенное из Италии вино выпью сам», - спортивный директор российской велосипедной команды «Катюша» Дмитрий Конышев по рации говорит с коллегой из такого же автомобиля технической поддержки Торстеном Шмидтом. Шмидт управляет машиной, которая следует по швейцарским дорогам по ходу третьего этапа «Тура Романдии» за Гатисом Смукулисом - ушедшим в отрыв гонщиком «Катюши». В итоге латышский спортсмен победить не сможет, но зеленую майку самого активного гонщика возьмет. Корреспондент «Газеты.Ru» в течение четырех часов наблюдал за внутренней кухней велогонок из автомобиля поддержки, следил за сменой колеса за десять секунд, ремонтом сиденья велосипеда на скорости 40 километров в час и перехватом радиопереговоров. «Тур Романдии» - престижная многодневка профессионального тура, проходившая в Швейцарии с 24 по 29 апреля. «Катюше» задачи на гонку пришлось менять после первого этапа - травму колена получил Денис Меньшов, покатавшийся на новом велосипеде. Лидера команды решили поберечь - в начале мая стартует одна из главных гонок сезона «Джиро д'Италия», где россиянин постарается повторить триумф двухлетней давности. «Если бы еще пару дней покатался, мог травму усугубить, - говорит Конышев, не перестающий параллельно давать советы гонщикам на английском, итальянском, французском, немецком и русском языках. - Если бы это был "Тур де Франс", можно было бы на обезболивающих поехать, а здесь смысла не было».
Наша «техничка» следует за основным потоком гонщиков, где сосредоточено большинство спортсменов «Катюши». Машина Шмидта вместе со Смукулисом поехала в отрыв - такова хитрая велосипедная стратегия. «Ну ладно, все ясно, остается следить. Давай поговорим», - следующие три часа Конышев, он же главный тренер олимпийской сборной России по велошоссе, отвечает на многочисленные вопросы «Газеты.Ru». «На "Тур Романдии" стоит задача попасть в первую пятерку, при этом есть надежда, что в десятке будут двое наших ребят», - прогноз не сбылся, но Симон Шпилак финишировал 11-м, а «Катюша» благодаря усилиям Петра Игнатенко взяла две майки: горного короля и спринтера. Живописные швейцарские пейзажи со стадами коров, озерами и горами способствуют размышлениям о величии природы и судьбах вида спорта, совсем, откровенного говоря, не популярного в России. «Проблем много, но основных три: велоспорт не показывают на ТВ, в России нет гонок, и нет никакой инфраструктуры - дороги были построены 30 лет назад, в то время как количество автомобилей во столько же раз увеличилось. Да и ездить по нашим дорогам просто страшно - никакой культуры уважения к велосипедистам. Если ты в России едешь на большой машине, тебе можно все», - говорит Конышев. В этот момент по рации нас вызывают - надо ехать ближе к пелотону на помощь к одному из гонщиков. «Седло подкрути на полмиллиметра влево», - рядом с автомобилем крутит педали велосипедист в красной форме, в то время как высунувшийся из заднего окна механик орудует отверткой. Через несколько минут другому гонщику пришлось менять колесо из-за прокола: остановка машины, смена колеса, поехали дальше - на всё про всё ушло не более десяти секунд, как в «Формуле-1». Функции «технички» вообще просты, но значение имеют колоссальное. «В многодневках у нас две машины - одна следует за основной группой, вторая, если надо, в отрыве. В наши задачи входят питание, техобслуживание, снабжение информацией. Что едят ребята по ходу гонок? У нас есть энергетические батончики, напитки, гели с кофеином, булочки с джемом, бананы. Если не есть, до финиша ты не доедешь», - смеется Конышев, заодно подначивая сидящего на заднем сидении механика, которому удалось перехватить переговоры одной из команд. «Ну, хоть кого-то поймал, а то два дня пустые сидели», - шутит спортивный директор, объясняющий, впрочем, что это не более чем игра: «Да все и так все видят, что происходит. Перехват переговоров - это так, баловство». Именно Конышев разрабатывает тактику на гонки. «Перед стартом мы проводим собрание, я высказываю свое мнение, и оно, как правило, не оспаривается. Вот сегодня я прогнозировал, что в отрыв могут уйти Павел Брутт или Смукулис. Ошибки происходят редко». В гонке тем временем все успокоилось. Гору второй категории пелотон прошел, Смукулис с еще несколькими спортсменами по-прежнему на три минуты впереди основной группы. - Дмитрий, как обстоят дела с новым поколением гонщиков? Есть ли перспективные?-- Их не осталось. Единственным был Денис (Галимзянов, уличенный в употреблении допинга - «Газета.Ru»). С молодыми вообще тяжело, плюс в этом году нам не везет: ребята болеют, падают, ломаются. О допинге Галимзянова здесь предпочитают не вспоминать, но от проблемы никуда не деться. На реплику о том, что согласно обывательскому мнению все велосипедисты употребляют запрещенные препараты, Конышев возражает: «Все спортсмены жрут допинг. Просто велосипедисты проверяются в сто раз чаще остальных. Это единственный вид спорта, где есть биологический паспорт. Это единственный вид спорта, где тебя могут дисквалифицировать, если не найдут три раза дома», - согласно правилам Международной федерации велоспорта (UCI), гонщик должен ставить в известность UCI о каждом своем передвижении. «То есть ты срочно поехал в больницу, или ужинать с женой, а в это время к тебе приехал допинг-контроль. Если бы я гонялся, меня бы давно дисквалифицировали за недисциплинированность. Я бы так не смог. Очевидно, что это прямое нарушение прав человека», - возмущается Конышев. <3> - Почему же команды не восстанут против этих правил?-- Не знаю. Я сам много об этом думал, разговаривал с коллегами, но никто ничего конкретного сказать не может. Знаете, если бы подобный контроль осуществлялся во всех видах спорта, я вас уверяю, что много чего нашлось бы. У нас же, наверное, это делается в целях очищения репутации велоспорта. В один момент это упустили, и сейчас расплачиваемся. А команды... Боятся, быть может. Тем временем на дороге происходит типичная сцена. Мотоциклист из службы безопасности останавливается на несколько секунд, чтобы обнять женщину, которая принесла ему обед: в меню пицца и пирожки, которые довольный усатый швейцарец в шутку предлагает и нам. Мы в ответ весело сигналим. - Бывают ли конфликты между гонщиками и командами?-- Очень редко. Все стараются ужиться друг с другом. Какие-то антипатии неизбежно возникают, но в основном все дружелюбны. Ссоры же в основном происходят из-за событий в пелотоне - кто-то кого-то толкнул, резко затормозил т.п. - Есть ли гонщики, обладающие нехорошей репутацией?-- Есть, но с другой стороны если на финише ты не толкаешься, то останешься позади. Это нужно делать, но в то же время понимать, что перебарщивать не стоит - могут припомнить. А такого человека, чтобы сбрасывал тебя на асфальт и мутузил ногами, все-таки не было. Между командами сейчас все спокойно. Хотя раньше, когда я сам гонялся, в туре были три бельгийские команды, которые делали все, чтобы не выиграли соотечественники. Сейчас такого уже нет.
| |