|
Об особенностях нового чемпионства «Зенита» и пользе, которую команда Спаллетти приносит российскому футболу.
1. Новая скромность
«Зенит» за последние пять лет привыкли оценивать с точки зрения громких покупок. Чего уж там скрывать, в Петербурге сделали многое - Тимощук, Данни, Алвеш тому свидетели - для того, чтоб каждое трансферное окно болельщики клуба из самого северного города-миллионера и столичные завистники проводили, по сути, одинаково: в ожидании приобретений с шестью нулями на ценнике.
Январь 2011 года оставил ощущение определенной недосказанности. М-м, как это так, постойте? Как это никого не купили? Эти два вопроса - краткий пересказ всех дискуссий петербургских любителей футбола того зимнего месяца. Пуант, эффект обманутых ожиданий, - мощный режиссерский ход, и руководители «Зенита» в течение последних трех трансферных окон продемонстрировали, что овладели им блестяще.
Лето 2011 года прошло в постоянном обсуждении селекционных новостей и яростном обновлении страницы трансферных слухов. Август предыдущего года оказался богат на покупки - в «Зенит» приехали уже упоминавшийся Алвеш, рубиновые Семак с Бухаровым, универсал-защитник с единственным финтом Лукович. Казалось бы, на кону групповой этап Лиги чемпионов и как же в «Зените» обойдутся без усиления, когда всем, абсолютно всем понятно, что оно жизненно необходимо, - но нет. Летом 2011 года «Зенит» в самом начале периода дозаявок купил Доменико Кришито по сходной евроцене в 11 млн, и все уж достали плошки с попкорном в привычном ожидании, но... Амба. В итоге перед вторым в истории клуба заходом в группу Лиги чемпионов покупка четвертого по счету левого защитника стала для «Зенита» единственной. Горечь растоптанных надежд оказалась столь велика, что петербургские болельщики на гостевой книге официального сайта клуба написали открытое письмо Алексею Миллеру: мол, как так, «Анжи» вон Это’О купил с Карлосом, а у нас тут на базе в Удельном парке Лумб бегает. Это не привело к новым покупкам, но с подписавшими письмо болельщиками Алексей Миллер в итоге встретился.
Чем закончился тот групповой этап, всем известно - «Зенит» впервые в своей истории вышел в плей-офф. И сюжет повторился вновь: январь-2012, все жмут F5, недоумение журналистов: где миллионы, где очередные поводы для информационных атак? Но нет. Переход Аршавина в полугодовую аренду (см. подробнее об этом в предпоследней главе) стал единственным зимним трансферным подвигом «Зенита», за семь туров до конца чемпионата, по сути, гарантировавшего себе очередные золотые медали.
2. Бег с препятствиями
Этот полуторагодовой сезон стал вторым для Лучано Спаллетти в России, и в новой кампании есть очевидное отличие. Золотые медали 2010 года были оформлены еще в мартовской Самаре, с грязью вместо травы - той самой, которую год спустя будет на телефон снимать Сергей Игнашевич, - и с голевой передачей Быстрова на Данни. В тот раз «Зенит» с первого тура возглавлял турнирную таблицу, и даже досадное поражение от ЦСКА в ноябре не снимало вопроса, кто станет чемпионом. Неясным оставалось лишь то, в каком туре петербуржцы примерят вторые золотые медали в российской истории.
В этот раз все вышло сложнее. «Зенит» откровенно забуксовал весной, проиграл, страшно вспомнить, «Томи», получил удивительное техническое поражение (подробнее см. сюжет 3) от ЦСКА и к середине лета стоял перед необходимостью отыгрывать семиочковое отставание от армейцев.
Во многом «Зениту» помогли сами москвичи: в августе «Зенит» уверенно обыграл ЦСКА и сократил разницу в таблице до всего лишь двух очков (кстати, в том матче единственный за два окна новичок петербуржцев Кришито отдал изумительную голевую передачу на Кержакова и забил ошибочно незасчитанный гол - иллюстрация трансферной эффективности, каналья!), осенью проиграл лишь «Локомотиву» и в итоге к последнему ноябрьскому матчу, к 32-му туру, опережал ЦСКА на два очка. Сейчас уже видно, что этот фантастический спурт основывается не на слабости соперника: и ЦСКА, несмотря на кадровые незадачи, и «Динамо», и «Спартак» - спарринг-партнеры в этом году достойные, не раз доставлявшие «Зениту» футбольные сложности. Просто второй раз подряд «Зенит» оказался на голову сильнее своих конкурентов, и даже революционная формула проведения чемпионата не смогла помешать Спаллетти в очередной раз стать чемпионом.
3.Техническое поражение от ЦСКА
В апреле 2011 года в российском футболе появился новый мем. Спаллетти решил не включать в состав на матч с армейцами так называемого доморощенного футболиста, начальник команды Владислав Радимов уточнил у юриста клуба, что за это будет, получил ответ: «Вроде 200», - и матч с ЦСКА закончился для «Зенита» поражением одновременно со стартовым свистком арбитра Игоря Егорова.
Тут, конечно, много вопросов. К арбитру, который таинственным образом разрешил проведение матча (не знал правил? сознательно пошел на техническое поражение «Зенита»?). К руководству клуба (директор «Зенита» Митрофанов впоследствии признавался, что всерьез рассматривался вариант с выключением мачт освещения, чтобы матч на «Петровском» был задержан и пресловутый доморощенный футболист в итоге появился в старте). Наконец, к Спаллетти и тренерскому штабу, которые за год с лишним не до конца выучили свой профессиональный катехизис - регламент.
«Зенит» получил справедливое поражение 0:3, несмотря на реальные 1:1, и один из немногих мячей Зырянова. Спаллетти за прошедший год неоднократно поминал абсурд ситуации всуе (вот из свежего, после матча со «Спартаком»: «Если мы закончим чемпионат с одинаковым количеством очков с ЦСКА, то ЦСКА выиграет из-за того преимущества, которое они получили. Той технической победой им дали не три очка, а четыре, ведь если тебе дают победу со счетом 3:0, то выиграть ответную встречу со счетом 4:0 практически невозможно»). Но послевкусие, как мне кажется, в другом.
«Зенит» уже второй раз выступает в благородной роли санитара леса. Футбольное хозяйство России временами создает ощущение, скажем так, запущенности. И юридические ошибки петербургского клуба указывают на те серые зоны, которые таинственным образом футбольными законами не регламентируются. 2009 год, матч «Локомотива» с «Зенитом» в Москве, Дик Адвокат выпускает на замену Фатиха Текке вместо Павла Погребняка, нарушая лимит легионеров. «Зенит» был готов принять любое справедливое наказание, однако вскрытие показало, что правило о количестве легионеров в регламенте РФПЛ есть, а санкции за его нарушение забыли предусмотреть. В тот раз «Зенит» заплатил максимально возможный штраф, 500 000 руб., которые, если верить РФС, пошли на развитие детско-юношеского футбола.
Весной 2011 года вариантов не было: техническое поражение. Но факт вопиющего абсурда остается фактом. Просвещенное большинство стадиона «Петровский» в тот апрельский день знало, что матч в итоге получится товарищеским: результат был известен на берегу. Тем не менее этот матч с благословения бригады арбитров, делегата, инспектора состоялся. Какой вывод мы можем сделать из истории? Во-первых, никогда так больше не делать. А во-вторых, оказывается, «Зенит» создает правовые прецеденты на благо развития российского футбола.
4. Выступление в Лиге чемпионов
| |