|
В кино далеко не редкость, когда актёр совмещает игру на съемочной площадке с пением на эстраде. Французский актёр итальянского происхождения Серж Реджани (Серджио Редджиани; 2 мая 2012 года ему исполнилось бы 90 лет) не исключение.
Зайдите на известный видеохостинг и даже если вы понятия не имеете, кто такой Серж Реджани, насладитесь, к примеру, песней с трудно переводимым на русский язык названием «T`as l`air du chanson». Трепетное исполнение, не правда ли? Песенке скоро будет 40 лет, а то и больше, и она совсем не похожа на то, о чем и как поют сейчас... И, по-моему, Серж Реджани, объясняясь в любви своей лирической героине («ma femme», то есть «жене моей», а не какой-то там проходимке «на пять минут»), выглядит тоньше и благороднее обласканного всеми Джона Дассена, при всем уважении к последнему.
Забавный момент: в песенке этой упоминается некто Превер - Жак Превер, выдающийся поэт, писатель и кинодраматург, интеллектуал и авангардист. В 1946 году актёр снялся в фильме «Врата ночи» Марселя Карне именно по сценарию Жака Превера. Фильм, отнюдь не лучший в творчестве Карне и Реджани, сейчас почти забыт; в памяти осталась только грустная песня об ушедшей любви «Мёртвые листья» в исполнении Ива Монтана. Однако, это лишнее доказательство тому, насколько взаимосвязаны судьбы кинематографистов и как старое доброе кино не могло обходиться без профессионалов, одинаково хорошо лицедействующих и поющих.
Благополучно забылась бы и трагикомическая мелодрама «Звезда без света» Марселя Блистена 1946 года, если бы в одной из главных ролей не снялась маленькая, что называется, «метр с кепкой», но великая певица Эдит Пиаф, и если бы её партнёрами не были Ив Монтан в роли простого «парня с улицы» и Серж Реджани, играющий интеллигентного звукорежиссёра (действие картины происходит в конце 20-х годов прошлого века, когда кинематограф переходил на звук). Реджани в фильме не поёт, зато зритель имеет возможность проникнуться исполнительской мощью мадам Пиаф... И заодно перекинуть мостик к Рене Клеру (который в «Звезде...» упоминается; его фильм «Молчание - золото», вышедший годом позже «Звезды...», посвящен раннему кинематографу) и Мишелю Хазанавичусу с его триумфальным «Артистом».
Что же касается исполнительской манеры самого Реджани, то она ценна прежде всего интеллигентной способностью не тянуть одеяло на себя. Где бы Реджани ни снимался, мы не найдём малейшего намёка на высокопарную «звёздность». А снимался Реджани, обладавший, кстати, весьма своеобразной и потому запоминающейся внешностью, охотно и много. Переиграл с десяток комиссаров полиции, в том числе у Клода Лелуша в скандалёзных, но оттого не менее буржуазных «Кошках-мышках». Cотрудничал с выдающимися режиссерами Максом Офюльсом (изящная «Карусель»), Луи Дакеном («Аромат дамы в чёрном»), Анри Жоржем Клузо («Манон»), Жаном Беккером («Золотая маска»), Лукино Висконти («Леопард»), Жаном Полем Мельвилем («Армия теней»), Клодом Соте («Венсан, Поль, Франсуа и другие»), Этторе Скола («Терраса»). Одна из значительных работ Реджани в середине 80-х - Чарли (или Шарли) в «Дурной крови» Лео Каракса. C годами герои Реджани набирали психологическую глубину, обогащались нюансами, так необходимыми для бытовых и психологических драм.
Cержа Реджани не стало в 2004 году. Этот актёр и певец, покинувший нас в возрасте 82 лет, действительно дышал «песенным воздухом», а экран всегда отвечал ему благодарностью...
| |