Израильский офицер полковник Илан Малки, который отдал приказ нанести удар по жилому дому в секторе Газа, не будет отдан под суд. Случай этот произошёл в январе 2009 года во время операции «литой свинец», тогда вертолеты ВВС разрушили дом, из которого по израильским солдатам вёлся огонь.
В результате погиб 21 человек, в том числе женщины и дети. Разразился скандал. Комиссия ООН по правам человека назвала случай непропорциональным применением силы. Израильские военные прокуроры, судя по всему, не согласились. Подробности расскажет шеф ближневосточного бюро «Вестей ФМ» Сергей Пашков.
«Вести ФМ»: Сергей, очень подробно в деле разбиралась военная прокуратура, больше 3 лет шло следствие. Как мотивировали отказ судить полковника?
Пашков: Дело в том, что военная прокуратура Израиля - орган достаточно независимый и жёсткий, относится к собственным военнослужащим безо всякого пиетета. И если речь идет о военном преступлении, то, как правило, и, собственно, я не помню исключения на своей памяти, вещи называют своими именами. И если в данном случае военный прокурор Дани Эфрони принял решение о том, что полковник Малки не должен привлекаться к суду, наверное, у него были для этого веские основания. Но какие эти основания?
Да, действительно, из жилого дома, из квартала, где находился этот дом, по солдатам бригады «Гивати» - это элитная бригада, которая вошла в сектор Газа во время операции «Литой свинец», - велся интенсивный огонь. Полковник Малки связался с авиацией и попросил прикрыть их с воздуха, после чего с вертолета «Апач» был нанесен ракетный удар. Ракета класса «воздух - земля» по этому дому.
В доме находилась большая семья. 21 член этой семьи погибли, в том числе много маленьких детей. Мы сразу после окончания операции «Литой свинец» были на месте трагедии, разговаривали с родственниками, которые тогда и говорили о том, что, безусловно, будут подавать на израильских военнослужащих в суды различных инстанций.
Может быть дело в том, что полковник Малки не несет личной ответственности за эту ситуацию. Вполне возможно, что вопросы могут относиться к армейской разведке, к воздушной разведке, к лётчикам, которые направили удар непосредственно по тому месту, откуда вёлся огонь, что заранее они не знали о том, что находятся там живые люди, мирные граждане, которых как щит часто использовали боевики ХАМАСа и «Исламского джихада».
Начальник генерального штаба Израиля Бени Ганц заявил о том, что, несмотря на то, что полковник Малки, командующий бригадой «Гивати», а это элитная бригада и должность его генеральская, не будет привлечен к суду, он не получит очередного воинского звания. То есть в армии, тем не менее, остановили карьерный рост этого полковника.
Тем не менее, израильские правозащитники, не только палестинские, но и израильские, из организации «Бесалем», например, заявили о том, что продолжат консультации со своими адвокатами, что их не устраивает решение военной прокуратуры. Так что дело не закончено.